Риторика словацкого правительства все больше похожа на высказывания венгерского — основана на пророссийских нарративах. На пороге переговоров Украины о вступлении в ЕС и постоянной коммуникации по присоединению к НАТО, антиукраинские выпады словацких властей игнорировать становится сложнее. Что ожидать Украине в отношениях со Словакией, и какие предохранители от РФ имеет эта страна, в отличие от Венгрии, разбирался Фокус.
Особый взгляд на особый сбор для Украины
"Пусть каждый гражданин Словацкой Республики делает со своими деньгами, что хочет, это его решение. Знаете, как говорят чехи? Že prd do Stromovky (Это пук в дерево). Извините за выражение, это лишь символично", — так недавно премьер-министр Словакии Роберт Фицо прокомментировал инициативу словаков по сбору средств на снаряды для Украины. Он отметил: "Люди имеют право думать, что пули и бомбы важнее, чем, возможно, люди в Словакии, больные раком. Так пусть присылают оружие, а мне нечего им сказать. Если бы мы сегодня сказали: "Давайте сделаем сбор средств на лечение рака", мы бы, наверное, не собрали столько".
Как известно, несколько месяцев назад Чехия взялась искать снаряды для Украины за пределами ЕС, поскольку обещание Союза предоставить боеприпасы Украине не выполняется. К этой инициативе присоединились более двадцати стран, некоторые тайно. Словакия же публично отказалась. Именно поэтому группа активистов организовала собственный сбор. За несколько недель удалось собрать уже более 4 миллионов евро.
"Кто думает, что свободу ему получат другие, тот не стоит ее". Эти слова слова словацкого генерала Милана Растислава Стефаника указаны на горе страницы в интернете, объявленного сбора средств для снарядов для Украины. Инициатива называется "Zapojme sa!" — "Присоединимся!". Среди ее участников — лидеры мнений и много молодежи. Именно они не только поддерживают, но и донатят — по состоянию на 1 мая, то есть за 16 дней, к ней присоединились почти 64 тысячи граждан.
Организаторы сбора не скрывают, инициатива — не только помощь Украине, но и протест против изменения курса страны. Речь идет об отказе поддержки Украины и сближении с Москвой. "Многие люди в Словакии стесняются ориентации правительства на Россию. Именно поэтому люди делают свой вклад", — сказал в комментарии Reuters соорганизатор сбора средств Зузана Ижакова.
Интересно, что сайт для сбора средств трехъязычный. Он на словацком, английском и венгерском. Можно предположить, рассчитан не только на венгров Словакии, но и на граждан соседней страны, политика которой направлена против помощи Украине.
Особенности словацкой политики
"Одиозные заявления в сторону Украины звучат от премьер-министра Словакии Фицо постоянно. Если "перевести" это, то он хотел сказать, что собранная гражданами Словакии помощь — капля в море потребностей, которая ничего не изменит. Фицо выступает против любой помощи милитарного характера для Украины и ее войска. Он не верит в то, что Украина может вытеснить РФ и в конце концов победить", — говорит Фокусу кандидат политических наук, эксперт-международник Станислав Желиховский.
До осени 2023 года небольшая соседняя Словакия была одним из важнейших каналов поставщиков оружия для Украины. И сама присоединялась к ней. Именно Словакия, первой среди партнеров, передала систему ПВО С-300. Произошло это еще в апреле 2022 года. Впоследствии Братислава отдала все свои самолеты МиГ-29.
Помощь Украине со стороны Словакии притормозилась после парламентских выборов 2023 года, во время которых победу одержала партия Smer — sociálna demokracia ("Курс — социальная демократия") во главе с Робертом Фицо (в 2016-2018 гг он уже был на посту премьера, вынужден был уйти в отставку). Тот во время кампании обещал прекратить отправку оружия в Украину, заблокировать потенциальное членство Киева в НАТО и выступить против санкций против России.
"Масштаб помощи, действительно, уменьшился. Когда началось полномасштабное вторжение, эта страна предоставила очень много типов вооружения, в частности авиацию и артиллерию, которые помогли на поле боя. Это были образцы как советских времен, так и современного оружия. Первые мы успели получить то, в чем нуждались, еще до парламентских выборов, и это очень хорошо", — добавляет эксперт и отмечает, Словакия не прекратила полностью помогать Украине. Она оказывает гуманитарную помощь, сохранились некоторые ранее заключенные контракты на закупку вооружения. Также страна сохранила свой транзитный путь для западной помощи. И это отличает ее, например, от Венгрии, которая не только не помогает военно, но не дает и другим помочь через свою территорию.
Курс на Москву: почему России сложно влиять
Пророссийские высказывания характерны для Фицо. Он регулярно протестует против вступления Украины в НАТО, мол, это событие повлечет Третью мировую войну, и делает определенные выпады в сторону Москвы. Например, говорит, что единственный способ прекратить войну России против Украины — отдать часть украинских территории захватчикам. "Должен быть какой-то компромисс. Чего они ожидают, что россияне покинут Крым, Донбасс и Луганск? Это нереально", — заявил словацкий премьер местному общественному вещателю RTVS 20 января. Министр иностранных дел в правительстве Фицо Юрий Бланар в марте 2024 года стал первым в европейском дипломатическом мире, кто пожал руку министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову с начала полномасштабного вторжения в Украину. И в то время, как словацкий оппозиционер, бывший глава МИД, Юрий Бланар говорит, что подобный жест поставил Словакию в один ряд с Ираном, Северной Кореей, Китаем или Венгрией, назвав это "предательством нашей внешнеполитической ориентации", Фицо убеждает, встреча была примером "сбалансированной и суверенной словацкой внешней политики на всех сторонах мировой встречи".
Словакия является одной из стран с наибольшими симпатиями к Москве. Об этом говорит и Станислав Желиховский. На это есть несколько причин, в том числе и исторического характера, когда страна в составе Чехословакии находилась под советским влиянием, часть людей, которым жилось тогда хорошо, не видят в России врага. И России такая позиция выгодна. Ей вообще выгодны голоса так называемых евроскептиков, ультраправых, популистов, которые имеют шанс увеличить свое присутствие в Европе и влиять на европейскую политику, хотя большинства не будут иметь.
"Но повлиять на Словакию, чтобы она была крайне плохо настроена против Украины, у Путина нет рычагов, — объясняет эксперт, — Словакия не настолько зависима от России, как Венгрия и лично Виктор Орбан, у которого венгерское правительство загнало себя в рамки, когда вынуждено смотреть в руки Кремлю. И это произошло, напомню, из-за притеснения верховенства права в этой стране, ненадлежащим образом проведенной судебной реформы, из-за чего Венгрия, собственно, и попала под критику Брюсселя и под санкции. Это еще больше побудило официальный Будапешт к сотрудничеству с РФ, в частности в контексте цен на энергоносители. И не только с РФ, но и с другими странами, которые формируют так называемую современную ось зла. В частности, Китай. Словакия имеет более лучшие позиции, она не находится под давлением Брюсселя. За это Словакия должна благодарить проевропейские правительства последних времен. И поэтому сейчас Фицо имеет большее поле для маневров".
Другая причина, почему Путин не может влиять на Словакию, как на Венгрию, — невозможность рефлексировать на историческом контексте. Это Венгрия считает, что территории были "незаконно разделены", часть венгров оказалась за пределами страны. И этим играет Виктор Орбан. И эта концепция "великой Венгрии" дает о себе знать, когда Орбан пытается вмешиваться в политику других государств на национальном уровне, и она поддерживается Москвой.
Антиукраинская риторика
В то же время эксперты говорят, дружественная политика в отношении РФ и против помощи Украине направлена не вовне, а на внутренний электорат.
Фицо пытается провести изменения внутри страны: продвинуть судебную реформу, в которой многие видят угрозу для правового государства, в связи с чем возникали уличные протесты. А еще предлагал закрыть Национальное антикриминальное агентство, которое занимается антикоррупционными расследованиями на самом высоком уровне, в частности, в отношении окружения Фицо.
Внешне Фицо в основном воздерживается от конкретных действий, чтобы не создавать себе проблем с ЕС, оставляя первую роль венгерскому премьеру Виктору Орбану, для которого украинская тема является частью внешней политики. Поэтому в целом, если не учитывать риторику, прозападная внешняя политика предыдущего правительства не претерпит особых изменений. Хотя при этом Фицо видит, что ЕС длительное время не может адекватно реагировать на нарушение демократических стандартов венгерским премьером Орбаном, поэтому и чувствует, что есть определенный запас времени, чтобы действовать так, как он хочет.
"Крайнее заявление Фицо и все его предыдущие рассчитаны, действительно, на своих избирателей, — рассуждает Станислав Желиховский, — Он хочет продемонстрировать, что недаром большинство сначала поддержало его на парламентских выборах, а затем его коллегу на президентских. Такая риторика — это борьба за власть и дополнительные возможности на европейской арене".
6 апреля в Словакии завершились президентские выборы, причем в промежутке между первым и вторым турами украинская тема была основной для провластного кандидата Петера Пеллегрини. Он также сделал ставку на риторику о том, что избрание оппозиции приведет к отправке словацких войск в Украину — Пеллегрини обещал не допустить этого. Поэтому ему поверили избиратели преимущественно сельской местности, которые и принесли победу. Сейчас Фицо фактически имеет всю полноту власти. С этими идеями партия Фицо пойдет и на выборы в Европарламент. Они должны состояться в июне 2024 года.
Словакия и Украина: надо переждать
Сейчас в Правительстве Украины говорят, что несмотря на острые политические высказывания Фицо, во время личных встреч есть прогресс.
В правительстве Словакии "имеют сердце, понимают вашу ситуацию и хотят быть максимально полезными", "Словакия хочет быть доброй, дружественной страной-соседкой Украины. Мы хотим проявить солидарность с вами в том несчастье, с которым вы боретесь", хотя и не уточнил, что же причина "несчастья".
Эти слова, как ни странно, прозвучали от Фицо во время украинско-словацких межправительственных консультаций 11 апреля 2024 года. Тогда в приграничном словацком городе Михаловце встретились украинский премьер-министра Денис Шмыгаль и Фицо. Это уже были вторые консультации на правительственном уровне после победы партии Smer на выборах. Первые состоялись 24 января, который как раз предшествовали уже упомянутые антиукраинские заявления.
Тогда по сообщениям украинского правительства, эта встреча была конструктивной и результативной. Речь шла о реконструкции электрического интерконнектора "Мукачево", благодаря чему Украина будет иметь больше возможностей для экспорта и импорта электроэнергии, диверсификации поставок ядерного топлива на АЭС, запуске прямого пассажирского железнодорожного сообщения Киев — Кошице.
Тогда же словацкие медиа заметили в составе делегации министра обороны Роберта Калиняка. Его за глаза называют "торговцем оружия". А это важно в контексте ранее подписанных контрактов.
Также Словакия убеждает, что не будет бойкотировать вступление Украины в ЕС. "Мы не являемся страной, которая будет вам создавать препятствия на вашем пути. Наоборот, мы хотим помочь, поделиться с вами своим опытом, который касается переговоров по вступлению", — добавил в апреле Фицо.
Однако эксперты все-таки не склонны доверять вполне действующему правительству Словакии, и не исключают, что в дальнейшем будет чинить препятствия для евроатлантической интеграции Украины. Возможно поэтому, сейчас официальные Киев и Братислава пытаются обходить обсуждение этого вопроса.
"В любой момент, когда нам будет очень нужен голос Словакии, Фицо может не включиться, будет делать подножки в стиле Орбана", — предполагает эксперт-международник Станислав Желиховский.
Напомним, Орбан также выиграл выборы играя на чувствах электората. Прежде всего, страха. Ранее, он, как и Фицо пугал, что жители страны могут быть брошенными на войну в Украину.
"И к сожалению на этом могут играть представители других политических сил и правительств. Такую карту уже разыгрывали в Беларуси, сейчас видим процесс в Грузии, где официальная власть ссылается на Украину, фактически запугивая людей, что могут быть боевые действия в их государствах. Фицо неоднократно заявлял, что он не будет отправлять людей на фронт и не будет помогать Украине. И такие заявления еще будут звучать, чтобы удерживаться у власти и получать новые позиции", — заключает аналитик.