Разделы
Материалы

F-16 в Украине: первые задачи на фронте и как сохранить истребители

Татьяна Катриченко
Фото: Getty Images | Истребитель F-16 — это носитель высокотехнологичного, высокотактического оружия

Украина получила первые F-16. Их еще год назад обещала администрация президента США Джо Байдена. Объявленное количество пока минимальное — десять самолетов. И задача Украины, использовать их так, чтобы избежать потерь, которые бы позволили РФ радоваться. Фокус разбирался, как наличие этих истребителей может повлиять на расстановку сил, и как применять их, чтобы уберечь от российских нападений.

В условиях ограниченных возможностей

"Это реальность, реальность в нашем небе — F-16 в Украине", — сказал президент Украины Владимир Зеленский и назвал присутствие истребителей новым этапом в развитии Воздушных сил ВСУ и переходом на другой стандарт авиации — западного образца, приближая к НАТО.

И, действительно, F-16 — это последняя потребность, к которой долгое время прибегала Украина. Сначала Вооруженные силы получили танки Abrams, системы залпового огня HIMARS, зенитно-ракетные комплексы Patriot и вот самолеты.

"До конца года должно быть до двадцати пяти. Это означает, что происходит фактическая замена наших самолетов, Су-27, МиГ-29, потерянных во время войны, — говорит Фокусу военный эксперт Михаил Жирохов. — Те самолеты, которые на днях показал президент, 1982 года выпуска. Они — модернизированные. Но можно модернизировать авионику, подвесить новые ракеты, но корпус имеет усталость металла, как и Су-27, МиГ-29. Большое преимущество F-16 — доступ к запчастям, американские образцы используются во многих странах, заменяются на F-35. Поэтому на рынке много запчастей и агрегатов, чтобы поддерживать F-16 в рабочем состоянии. И это универсальные машины. Какая-то часть будет использоваться как истребители, а какая-то как платформа для базирования ракет".

Известно, что переданные Украине F-16 — не просто самолеты, а оснащены современными ракетами класса "воздух-воздух" — AIM-120. Эти ракеты имеют большую мощность и большую дальность поражения целей, чем ожидалось. И для россиян, по мнению экспертов, это было неожиданно. Они всегда рассказывали, что Украине дадут устаревшие ракеты, которые имеют до 80 км дальности, а не 120 км, как эти.

Но несмотря на все преимущества, западные издания и украинские эксперты отмечают, что предоставление F-16 пока стоит воспринимать скорее как символ.

Украине нужно несколько сотен F-16
Фото: Getty Images

В частности, издание The Economist говорит: военной пользы от F-16 немного. Во-первых, самолетов мало. До конца 2024 года Украина должна получить 20 истребителей американского производства. Остальные будут прибывать партиями в течение 2025 года. Но даже если их будет, как обещала коалиция государств, 79, несколько из них будут тренировочными, а несколько — сломанными и пойдут на запчасти. На самом деле, Украине нужно несколько сотен F-16. Во-вторых, Украине нужно время для интеграции F-16 в украинские системы противовоздушной обороны и приобретения опыта эксплуатации. В-третьих, по мнению американского генерала в отставке и экс-командующего армией США в Европе Бена Ходжеса, которого цитирует издание, координация полетов самолетов с нескольких аэродромов будет сложной задачей.

"В этой войне огромная роль символов. Помните, как говорили о Patriot или HIMARS? Они, как F-16 — символы того, что Запад Украину не оставит, продолжает поддерживать, — продолжает Жирохов, — Сейчас F-16 будут использоваться только для того, чтобы демонстрировать, что они у нас есть".

То есть речь идет о том, что с военной точки зрения десять или даже двадцать самолетов, не могут переломить ситуацию ни в тактическом, ни в стратегическом плане.

Большое преимущество F-16 — доступ к запчастям
Фото: Getty Images

"Например, наша проблема — управляемые авиационные бомбы (КАБы). Перехватывать самолеты с КАБами — сверхсложная задача. На границе с Харьковской областью взлетают российские Су-34, выпускают их и садятся. Весь процесс занимает несколько десятков минут. Чтобы перехватить этот самолет, нужно постоянно держать в воздухе F-16, заряженный ракетой. В наших условиях это нереально. Единственная возможность — уничтожать российские самолеты на аэродромах в глубине страны", — уточняет эксперт.

В целом речь идет о том, что F-16 должны использоваться для усиления ПВО, в частности сбивания крылатых ракет Х-101 — против баллистических бессильны.

Чтобы повысить эффективность F-16, необходимо подождать самолеты управления и наблюдения ASC 890. Еще в мае Швеция объявила о передаче двух таких.

"Но эти самолеты только на этапе доведения до ума. Это не самолеты, которые передаются из состава шведских военно-воздушных сил. Они таких самолетов на вооружении не имеют. Эти самолеты для таких стран как Пакестан или Саудовская Аравия. Это предыдущее поколение аппаратов", — объясняет аналитик.

F-16 — приоритетная для РФ цель

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник, напоминает охота за украинскими самолетами РФ ведет с первых дней вторжения — удары 24 февраля 2024 года были именно по местам дислокации украинской авиации.

"Но передаче любого вооружения Украине предшествует серьезная подготовительная работа. Думаю, сейчас ответ на вопрос, где прятать самолеты, удовлетворил западных партнеров, а иначе они бы еще отсрочили предоставление F16", — добавляет он.

Сейчас много говорят, после появления американских истребителей количество ударов по украинским аэродромам может увеличиться — россияне будут усиленно искать места дислокации F-16. Поэтому украинская сторона должна разворачивать их с большой степенью секретности, на рассредоточенных базах с подземными или укрепленными укрытиями, вместе с приманками. Но именно такая рассредоточенность, как указывал генерал Ходжес, усложняет логистику: нужно больше людей и больше запчастей, чтобы выполнять задачи.

"Чтобы сохранить, надо разбросать F-16 по разным аэродромам, преимущественно на западе Украины. А аэродромов в Украине, на самом деле, много. Есть те, о которых россияне могут и не думать. Со времен Советского союза в Украине осталось много как для сельскохозяйственной авиации, так и гражданской. Только в Черниговском летном училище было четыре аэродрома базирования. Конечно, никто не будет держать десять самолетов на одном", — продолжает Михаил Жирохов.

Как вариант: самолеты могут базироваться на достаточно большой дистанции от линии фронта, а для выполнения конкретных задач перебрасываться ближе — отрабатывать и возвращаться в более безопасное место. На более близких аэродромах будет сделан достаточный запас боекомплекта и топлива.

"Думаю, будет использоваться такая тактика: взлетел, ударил и сел. Такой придерживался сербы в 1999 году, когда у них не было других возможностей. Правда, тогда летчик не смотрел, куда прилетела ракета, но F-16 имеет ракеты с активной радиолокационной головкой: если известно по координатам, где находится цель, ракета долетает до этого места и автоматически захватывает ее", — говорит аналитик.

И изменения расположения будут постоянными. При признаках нападения, самолеты будут подниматься в воздух, как это происходит сейчас. Так украинские воздушные силы действуют с начала полномасштабного вторжения, поднимая Су-24. И удается избежать потерь.

Ранее говорилось, что часть западных самолетов F-16, которые Украина получит от союзников, будет размещена и на иностранных авиабазах. Таким образом планируют защитить истребители от российских ударов, а также на них будут учиться украинские пилоты.

Что касается защитных сооружений, то они не могут защитить, к примеру, от "Искандер-М" на 100%. Самолет очень сложная система — если его повредит минимально обломками, выпускать в воздух нельзя.

Бить по территории РФ F-16 не будут

В то же время в Институте изучения войны (ISW) говорят, чтобы Украина могла использовать F-16, украинские силы обороны должны нейтрализовать цели в РФ.

"Украине также необходимо будет продолжать усилия, направленные на поражение российских средств противовоздушной обороны в российском тылу и на оккупированной территории Украины с помощью предоставленного Западом оружия дальнего радиуса действия, чтобы иметь возможность использовать самолеты F-16", — отмечают аналитики.

Украинские эксперты также объясняют: если F-16, носитель высокотехнологичного, высокотактического оружия, бросить на линию соприкосновения, где-то в Донецкую область, мы услышим только о сбитых самолетах. Российская ПВО достаточно мощная. Меньшая вероятность сбития — направить усилия на удары по оккупированному полуострову Крым.

И такая вероятность существует. Недаром еще с января 2024 года началась целенаправленная кампания по выносу ПВО на полуострове. Практически каждую неделю в информационном поле появлялась информация об уничтожении радаров комплексов С-300 или С-400. И все это для того, чтобы можно было показать F-16 в действии.

Что же касается территории РФ, то в случае с F-16, как и с HIMARS, существует негласный запрет бить по территории противника. В частности, Нидерланды, которые и предоставляли американские истребители, выступают против. Именно поэтому украинская сторона и заявляет о развитии собственных ракетных программ, потенциал для которых отечественная оборонная промышленность имеет.