Разделы
Материалы

Основа для переговоров: почему Великобритания не арестовывает активы РФ, — Politico

Елена Бурдейная
Фото: Иллюстративное фото | Британские законы не дадут возможности конфисковать активы РФ

Британские парламентарии не хотят, чтобы их страна стала клептократией, которая отбирает чужие деньги. Кроме того, они считают, что российские деньги могут стать хорошей основой для переговоров.

Законы Великобритании не дают возможности для законной конфискации российских активов, которые пошли бы в пользу Украины. На сегодня нет законных механизмов для таких действий, поэтому пока все, что смогли сделать — продали футбольный клуб "Челси". Об ограниченных возможностях британского правительства написали на портале Politico.

Журналисты портала проконсультировались с юристами и рядом экспертов по санкциям, наложенным на РФ. Все они сходятся на том, что правительство Великобритании, парламентарии постепенно осознают, что замораживание российских активов и их конфискация в пользу украинцев — это разные вещи. Первое вполне законно и возможно, тогда как второе — вряд ли когда-то реализуют. Единственное, что допускают — использование процентов за инвестиции, в которые вложены российские деньги.

Собеседники журналистов привели различные аргументы в пользу того, что деньги РФ не конфискуют. Например, глава Комитета казначейства парламента Гарриет Болдуин (из Консервативной партии) заявила, что в таком случае британцы якобы станут клептократией, которая нарушает законы и отбирает деньги.

"Великобритания не может "выходить и случайно захватывать активы людей", поскольку "это сделает нас клептократическим режимом", — привели на портале мнение консерватора.

На портале выделили три основных проблемы с конфискацией денег РФ.

  1. Российские деньги можно использовать во время мирных переговоров, но это будет невозможно, если их конфискуют. С одной стороны, в Европе как будто согласились, что Украина сможет воспользоваться процентами от инвестиций РФ. С другой стороны, именно "замороженность", а не конфискация — это основание для будущих переговоров с Россией. Если эти деньги конфисковать, то российским богачам не будет никакого смысла договариваться
  2. Активы Кремля хранятся в юрисдикции Европейского Союза, в частности — в банках Бельгии. Чтобы их конфисковать, нужно совместное решение всех членов ЕС. Между тем в таком решении сомневаются в Германии и Великобритании.
  3. Сомнения в парламентских партиях, которые колеблются, поэтому принимают и отменяют решение относительно денег Кремля.

Эксперты, с которыми говорили журналисты, уверены, что конфискация российских денег сопровождается сложными юридическими вопросами. Если для этого начнутся нарушать законы, это приведет к потере законности в мире.

"Как человек, вы хотите захватить активы. Но тогда вы начинаете становиться немного свободнее с законом. И когда вы начинаете использовать закон как угодно, он теряет свою силу", — заявила экс-руководитель Управления по внедрению финансовых санкций Великобритании (OFSI) Фрея Пейдж.

Санкции на РФ — детали

Отметим, в Politico объяснили, что на сегодня не известно, сколько российских денег хранится в Британии. Ориентировочная сумма — 44 млрд евро, из них частные средства — 18 млрд евро, средства Центробанка РФ — 26 млрд евро. В Европейском Союзе при этом говорят о 260 млрд евро российских активов.

О том, что активы РФ могут конфисковать в пользу Украины, начали активнее говорить зимой-весной 2024 года после того, как в США заблокировали выделение военной помощи. При этом, именно американцы передали первые полмиллиарда — средства фигурировали в деле о контрабанде высокоточных станков.

Между тем в ЕС действительно предположили, что могут передать украинцам проценты по вкладам и прибыль от инвестирования российского государства. Эти средства могут пойти на закупку оружия. Однако есть определенное условие — все члены сообщества должны на это согласиться

Напоминаем, 15 апреля лидер большинства в Сенате сообщил, что Конгресс может проголосовать о помощи Украине и Израилю до конца текущей недели. При этом пока не ясно, каким будет содержание законопроекта, который вынесет на обсуждение спикер Майк Джонсон.