100 лет Суперфиату. Зачем Fiat в 1921 году выпустил первый в Европе автомобиль с V12
Модель Fiat 520 по прозвищу Superfiat была выпущена тиражом всего три десятка экземпляров.
В 2021 году исполняется 100 лет с момента выпуска на рынок люксового автомобиля Fiat 520, который стал первым в Европе серийным носителем мотора V12. По случаю юбилея мы вспоминаем предпосылки появления модели и заодно кратко пройдемся по нескольким ключевым моментам использования таких двигателей в мировом автомобилестроении.
Суперфиат
К началу 1920-х годов Fiat пробовал выпускать разные автомобили — дешевые и дорогие, легковые и грузовые. Были в истории компании и разнообразные гоночные модели. А вот по-настоящему люксовые отсутствовали.
Это и стало поводом для вхождения Фиата в новый для себя сегмент рынка. В 1921 году появляется Fiat 520, который богатую публику должен был привлечь, в первую очередь, мотором доселе неиспользовавшейся на серийных европейских авто конфигурации V12.
Автомобиль получил неофициальное имя Superfiat. И, надо сказать, вполне оправдывал его: двигатель имел рабочий объем 6805 кубических сантиметров и развивал приличные по тем временам 90 лошадиных сил.
В остальном это был обычный для начала 1920-х годов автомобиль: лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, задний привод с неразрезным мостом… Кузов покупатель мог взять как заводской — открытый типа "торпедо", так и заказать у специализированных кузовных мастерских.
В компании рассчитывали составить конкуренции признанным лидерам премиум-сегмента, однако цена оказалась слишком высока даже для богатой итальянской аристократии. Вот почему Суперфиат, что называется, не пошел.
Всего было выпущено около 30 экземпляров этой модели и ни один из них не сохранился до наших дней.
Славься, Америка!
Титул "первый европейский серийный автомобиль с мотором V12" означает, что Fiat 520 не был пионером применения такой схемы в глобальном масштабе. Тогда кто и где?
Вряд ли вы удивитесь, узнав, что первыми двигатели V12 в серийных авто начали применять американцы. Случилось это за шесть лет до появления "Суперфиата". Любовь к большим литражам в США проявилась еще на заре автомобилизации, а большие деньги, в избытке вращавшиеся в тамошней экономике, означали, что сложный и недешевый V12 можно не только построить, а и успешно продавать.
Итак, в мае 1915 года у компании Packard (ныне не существует) появилась 12-цилидровая модель Twin Six, то есть "двойная шестерка". Как явствует из названия, мотор для нее спроектировали на основе двух рядных "шестерок". Он имел объем 7 л и развивал 88 л.с.
До начала 1930-х годов компания оставалась единственным производителем с такими моторами в США, а затем V12 появились у Cadillac, Auburn. Lincoln, Pierce Arrow, Franklin…
Однако экономические трудности, вызванные Великой депрессией, привели к падению спроса на такие дорогие авто, и все названные компании, кроме Lincoln, прекратили выпуск моделей с V12.
Ну а после Второй мировой войны в США расцвел и продолжается по сей день культ V8 — именно такой мотор (обязательно большого объема под 7–8 л) является символом автомобильной Америки.
Итальянская песня V12
В конце 1940-х годов двигатель конфигурации V12 вновь начинает использоваться в Европе для дорогих автомобилей, более того — его победное шествие в этом сегменте вновь начинается в Италии.
Правда, компания Fiat, в чьей гамме к тому времени остались сплошь недорогие бюджетные модели, уже не имела к этому отношения. Сначала возрождению интереса к V12 поспособствовала легендарная Ferrari: в 1947 году под маркой начали выпускаться гоночные модели с такими моторами, а годом позже появились дорожные. Со временем V12 стал визитной карточкой компании.
А в 1963 году появилась Lamborghini: ее основатель Ферруччо Ламборгини спал и видел, как бы утереть нос Энцо Ферррари, поэтому для своих автомобилей тоже с самого начала выбрал моторы V12. Именно Lamborghini выпустила на рынок первый в мире суперкар — им считается легендарная Miura.
К слову, этому автомобилю, дебютировавшему в марте 1966-го, в этом году исполнилось 55 лет — тоже юбилей, хоть и не "круглый" как у Фиата. Но о Миуре мы расскажем как-нибудь в другой раз.