Версаль — это под Харьковом. Изучаем дворцы сахарных королей и знакомимся с природой Слобожанщины
За два дня поездки по Слобожанщине можно встретить и романтичные разрушенные замки Версаля, и Ниццу, а так же напугать бобров в национальном природном парке "Слобожанский"
Вариант №1. Через трассы Е40 и М03. Если планируете сначала в Харьков, а оттуда уже по достопримечательностям района, то едем через Полтаву (лучше через центр города). До Полтавы — 345 км, в пути около 4,5 часа. Расстояние от Киева до Харькова — 480 км. Время в пути, без остановок, около 6 часов.
Вариант №2. Через трассы Е40 и Р42. Если сначала осматривать дворцы, то от Лубен сворачиваете на Миргород, через Великие Сорочинцы, а затем Опошню, едете до Краснокутска. Расстояние около 400 км, в дороге — 5,5 часа.
— Вы куда? — спрашивают вас знакомые.
— Мы — по королевским дворцам, в Версаль и Ниццу.
— Во Францию?
— Нет, на Харьковщину! — отвечаете вы изумленным знакомым и садитесь в машину.
От Харькова маршрут лучше всего выстраивать так: около 45 км до села Старый Мерчик (усадьба Шидловских), затем порядка 35 км до Шаровки (дворец Кенига), а оттуда около 18 км на "Натальевку" в село Владимировка (Поющие террасы и национальный парк). От Натальевки до центрального входа в Национальный парк "Слобожанский" — 12 км.
К слову, особо не рассчитывайте найти здесь блага цивилизации. Кафе-ресторанов практически нет, магазины — разве что в селах, а в самих усадьбах и воду-то не везде купить можно. Берите с собой. Зато вход пока бесплатный.
Слобожанский Версаль в Старом Мерчике (Валковский район)
Люди без фантазии по замкам Харьковщины не ездят. Но мало-мальски развитое воображение дорисует на облупленных стенах и разваливающихся зданиях все то великолепие, которое заложили в него владельцы и которому поражались (и завидовали) современники.
Увы, не тот уже роскошный дворец в усадьбе Шидловских. А ведь были времена, когда сам император в 1891 году объявил эту территорию заповедником — такая это была красота, да еще и старейший парк во всей Российской империи.
С конца XVII века село Старый Мерчик (тогда еще Всехсвятское) принадлежало харьковским полковникам Федору и Лаврентию Шидловским. Здесь были внешне простые, хотя и добротные дома, хозяева успешно занимались скотоводством и виноделием. Но когда имение перешло в руки внука Лаврентия, Григория, тут-то (в 1776–1778 годах) и началось превращение сельского участка в дворцовый ансамбль в стиле Людовика XVI — настоящее французское барокко. Шикарным было все — от господского дома до нескольких каменных флигелей (в том числе для прислуги). Ни один из фасадов замка не повторял другой. Внутри дворца практически не было острых углов — многие комнаты построены в форме полукруга или овала.
Особо не рассчитывайте найти здесь блага цивилизации. Кафе-ресторанов практически нет, магазины — разве что в селах, а в самих усадьбах и воду-то не везде купить можно
Неудивительно, что упоминания о нем внесены почти во все учебники по украинской архитектуре. Разбили также шикарный парк с беседками, мостиками, небольшими уютными домиками для отдыха, насадили около 30 видов деревьев — 120 тысяч рублей серебром ушло на обустройство усадьбы. Громаднейшие по тем временам деньги, да еще и в глухой провинции, в тысячах верст от Москвы и Санкт-Петербурга.
Процветание Мерчика продлилось и в XIX веке: паркетная фабрика, винокуренный, селитренный, кирпичный заводы — одно из самых преуспевающих хозяйств Слобожанщины. Но потом усадьбу продали, и постепенно все начало приходить в запустение. Среди парка устанавливали то конюшни, то спиртовой заводик, то молотилку и другие доходные предприятьица. Предметы роскоши — картины, вазы, статуи — выбросили.
После прихода большевиков в усадьбе разместили ветеринарный техникум. Молодежь к жемчужине архитектуры относилась без пиетета, и здание основательно подпортилось. В середине 1990-х техникум прикрыли. Окна центрального здания замуровали. Но все же туристы не прекращали паломничество. Пока в 2018 году пожар практически не уничтожил памятник архитектуры.
Шаровка: туберкулезно-сахарный рай
Вход в имение напоминает сказку братьев Гримм или рыцарский роман — так готически средневеково, с крепостными зубцами и стрельчатыми окнами выглядят ворота и домик охранника. Огромные окна восточного крыла основного здания ажурными рамами таращатся на посетителей, вдали раскинулся огромный парк. Настоящее великолепие, хоть и изрядно ободранное, начинается, когда подходишь к парадному крыльцу: то ли Петергоф, то ли Версаль — лестницы и террасы, спускающиеся от возвышающегося на склоне замка, прозванного "Белым лебедем". У подножия лестниц пруд, надежный каменный мост с массивными каменными перилами ведет к другой части парка. Чуть поодаль — домик управляющего, тоже вполне себе маленький средневековый замок.
Сахарные магнаты в Украине были настоящими нуворишами. Поднимались из грязи в князи и сорили деньгами, чтобы обязательно все было дорого-богато.
Вот, к примеру, барон Леопольд Кениг — сын пекаря, сделавший из поместья в селе Шаровка настоящую архитектурную и ландшафтную сказку. Справедливости ради отметим, что дворец построил один из прежних владельцев, а парк, 70 га (!), разбил другой. Но Шаровка вошла в историю именно благодаря Кенигу, который превратил Харьковскую губернию в один из сахарных центров империи.
Благодаря сыну барона — Леопольду Леопольдовичу — Шаровка прославилась еще и как место романтической истории любви. Влюбился Кениг-младший в местную девушку, долго-долго за ней ухаживал, наконец женился на ней, но взаимной любви не дождался. Чего только ни придумывал барон, чтобы расположить к себе супругу, — и оранжерею с экзотическими растениями построил (сейчас местные выращивают на ее обломках огурцы), и как-то летом соорудил горку из сахара (несколько тонн!), чтобы любимая могла кататься на санках. А когда, оздоравливаясь в Крыму от туберкулеза, жена ему изменила, Леопольд поехал туда и привез в усадьбу каменную глыбу, на которой и произошла измена. Установил глыбу в саду и регулярно прогуливался около нее с супругой. При этом не попрекнул ее ни единым словом. И да, жалеть барона не стоит. Ради своих прихотей он все местное село переселил в глушь России, чтобы вид из дворца не портили соломенные крыши.
Лучший сельский музей Украины находится в Пархомовке
А туберкулез бесследно не прошел. Уже после революции имение превратили в санаторий для больных чахоткой красноармейцев. Но, возможно, благодаря новым хозяевам усадьбу более-менее удалось сохранить. Разваливаться все стало после развала СССР.
Частично из-за любовной истории, а не только из-за местных красот, Шаровка стала излюбленным местом для свадебных фотосессий. Невесты отчаянно надеются, что мужья будут ради них совершать такие же безрассудства. Не останавливало их даже то, что былое великолепие покрылось налетом запустения и разрухи. Сейчас усадьбе полегчало. Сначала отремонтировали фасад замка — это выглядело немного инопланетно — белоснежное здание на фоне обшарпанного каскада выщербленных ступеней. В прошлом году наследница Кенига пообещала на обустройство всей усадьбы 10 тыс. евро. А в этом областные власти планируют масштабный ремонт, так что скоро все снова будет "по богатому".
"Натальевка" — родство с Ниццей и поющие камни
Основатель усадьбы Павел Иванович Харитоненков сам был из селян. Но удачно занялся производством сахара, разбогател и решил разжиться собственной недвижимостью. Неподалеку от реки Мерчик на территории около 50 га отстроил себе имение, назвав его в честь внучки. Усадебный дом в стиле английского коттеджа — ну куда просторнее — манил к себе множество известных гостей. Территорию — хвойный лес по оба берега реки — мастера садового дела превратили в прекрасный ландшафтный парк (который сейчас охраняется как государственный памятник садово-паркового искусства). Хвойные и лиственные рощи, каштановая аллея — украшение парка.
Господский дом, увы, уничтожили еще в советское время. Сохранились лишь отдельные строения: флигели в виде аккуратных немецких домиков, водонапорная башня — не техническое строение, а словно башня сказочной принцессы, и совершенно выбивающийся из общего стиля Свято-Преображенский храм, построенный по проекту архитектора Щусева (автора мавзолея Ленина). Прекрасно сохранилось само здание, фрески и иконы внутри. Кстати, точно такая же церковь была выстроена потом и в Ницце.
Бобры и болота Национального парка
Сахарные магнаты в Украине были настоящими нуворишами. Поднимались из грязи в князи и сорили деньгами
В национальном природном парке "Слобожанский" — более 5 тыс. га красивейшей природы. В принципе, это продолжение "Натальевки", только вход с другой стороны, при этом визит-центр НПП "Слобожанский" (можно заказать экскурсию в парк) находится в самом имении. Главные достопримечательности парка — нет, не смейтесь — торфяные болота и реликтовые озера — растительность здесь сохранилась еще с ледникового периода. Лучше, конечно, брать экскурсию — плата чисто символическая (около 20 грн), но зато посмотрите три болота, не рискуя провалиться, побродите пару часов по свежему воздуху, слушая рассказы экскурсовода. Заодно увидите хищное насекомоядное растение росянку, а если повезет, то и бобров, строящих плотины, черепах или даже кабанов. А когда проголодаетесь, можете устроить привал — на территории парка есть три организованных места отдыха с беседками, местами для мангала и даже туалеты.
Пархомовка — не Лувр, но где-то рядом
Если вы уж заехали в такую даль, то в селе Пархомовка (34 км от "Натальевки", 107 км от Харькова) можно посмотреть один из лучших сельских музеев страны, где собраны оригиналы полотен Пикассо, картины голландских мастеров, Шевченко, Репина, Серова, Шишкина, Левитана, Пименова, Малевича, Кандинского, Яблонской и многих других. Здесь не только живопись, но и скульптура, а также раздел по древнему искусству Дальнего Востока и Индии.
Сам музей находится в бывшей графской усадьбе — палаццо Подгоричани — что вполне вписывается в "дворцовый" маршрут.
Работает со среды по воскресенье. С 9:00 до 17:00. Входной билет — 10 грн.