Столица первая моя. Что в Харькове напоминает о 15-летней истории первого города страны
"Второй по численности населения город Украины, научный центр страны" — так характеризует Харьков "Википедия". А еще город 15 лет "руководил" молодой украинской советской республикой. Это был яркий период в истории Харькова
Харько, Харьхе и Шарукань
Годом основания Харькова считается 1654-й. Но и до этого здесь существовали поселения, периодически разрушаемые кочевниками. О происхождении названия единого мнения нет. Версии одна другой интереснее. По одной, город назвали в честь сестры предводителя гуннов Аттилы — Харьхе ("Лебедь"). Жила она в середине V века, тогда же якобы и был построен город Харька, или Харка.
В XI–XIII веках на территории Половецкой земли находился город Шарукань, или Харукань, по имени половецкого хана Шарукана (Харука). Некоторые историки считают, что от Шаруканя произошло название речки Харьков, а затем и современное название города.
Говорят, что поселение Шарукань вполне могло находиться на Университетской горке — древнейшем историческом районе Харькова. Расположена она на возвышенности, окружена тремя площадями — Конституции, Павловской и Сергиевской. И практически все здания здесь — памятники архитектуры. Сначала стояла казацкая крепость, на месте которой появился Покровский монастырь. Здесь же Харьковский университет (1804) и старейшее каменное здание города — Собор Покрова Пресвятой Богородицы (1689), а также одна из самых высоких колоколен Украины (89,5 м) — Александровская колокольня Собора Успения Пресвятой Богородицы, возведенная в 1818 году в честь императора Александра I и его победы над Наполеоном.
Здесь же сквер со смотровой площадкой и множеством сувениров.
Наиболее любопытная версия и не менее интересная связанная с ней достопримечательность — предание о казаке Харько, у которого где-то на месте нынешнего Харькова был то ли хутор, то ли просто хата. Кем он был и был ли вообще — вопрос спорный и до сих пор обсуждаемый. Простой казак или сотник, грабивший помещиков? Зажиточный хуторянин или обычный пасечник? В каком веке жил? В XVI, XVII или XVIII? Нет ответа.
Зато есть памятник работы Зураба Церетели, подаренный на 350-летие города. Тогда, в 2004 году, вокруг монумента велись нешуточные споры — мол, и одежда не казацкая, и оружие не такое. И очень примечательный конь под всадником — со всеми анатомическими подробностями. Так что на всякий случай детей туда на экскурсию не водите. Стоит 4-метровый всадник на 8,5-метровом постаменте в начале проспекта Науки.
Практически одновременно с возникновением города появился самый красивый его храм — Благовещенский собор. Изначально деревянный, неоднократно горевший и перестраиваемый, современный вид он приобрел лишь в начале ХХ века. Модный византийско-русский стиль, чередование красного кирпича и светлой штукатурки — храм стал одним из самых узнаваемых символов города. Находится он на ул. Благовещенской, 1. А лучше всего им любоваться со скверика на упомянутой ранее Университетской горке.
Отец Федор. Героев "12 стульев" в Харькове любят и чтут — установили им несколько памятников, в том числе самому стулу
Железные дороги, картины и шоколад
Если история названия и создания города полна легенд, то собственно история развития прямолинейна. Центр Слобожанщины получил в 1765 году губернский статус. Почти через 30 лет появился университет, превративший пусть и губернский, но все же захолустный город в интеллектуальный центр (кстати, двое из его выпускников стали нобелевскими лауреатами).
А еще Харьковский университет положил начало одному из самых старых и ценных в Украине художественных собраний. Сперва были закуплены графические листы Дюрера, Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Буше и др. Несколько выпускников жертвовали свои коллекции европейских живописцев. В отделах украинского и русского искусства XVI — начала XX в. были собраны картины Репина, Васильковского, Ге, Шишкина, Поленова, Сурикова, Левченко.
Сегодня в фондах Харьковского художественного музея около 25 тыс. зарубежных и отечественных экспонатов.
Во второй половине XIX века в Харькове появилась железная дорога, и в конце столетия город превратился в один из важнейших ж/д узлов империи. Множество товарных и особенно пассажирских перевозок требовали и нового, вместительного вокзала: в 1901 году возвели один из крупнейших в стране. О его судьбе и судьбе других привокзальных зданий можно узнать в музее Южной железной дороги.
А тот вокзал, который встречает нас сегодня, построен уже в советское время, в 1952 году: с колоннами, лепниной, массивными дубовыми дверями, облицовкой из цветного камня, потолками высотой 26 м. Башни, венчающие вокзал, — по 42 м, часы диаметром 4,25 м. Все должно указывать гостю, что он приехал не в Харьков, а в ХАРЬКОВ.
Чтобы монументальность вокзала не подавляла приезжих, тут установили памятник отцу Федору из "12 стульев". Идет он, размахивая чайником, а на постаменте цитата: "Харьков — город шумный, центр Украинской Республики. После провинции кажется, будто за границу попал".
К слову, памятников героям "12 стульев" в Харькове предостаточно. Кисе Воробьянинову — аж два. Оба на Ярослава Мудрого, 21. Здесь же и Остап Бендер, вольготно раскинувшийся на скамейке, и кокетливая Эллочка-Людоедка.
Но вернемся в дореволюционный Харьков. Развитие науки, машиностроения, развитая сеть железных дорог превратили город в один из крупнейших экономических центров страны. Это, в свою очередь, привело к росту населения — в начале ХХ века оно составляло 200 тыс. человек (в Киеве тогда было чуть больше 247,7 тыс.).
И медицина тут была на высочайшем уровне. К глазному хирургу Леопольду Гиршману ездили лечиться даже из-за границы, а на окраине города находилась Сабурова дача — крупнейшая психиатрическая больница в Российской империи.
Смелый эклектичный проект Благовещенского собора разработал архитектор Харьковского технологического института, профессор М. И. Ловцов
Прославился Харьков и как "город шоколада". Жорж Борман открыл здесь фабрику сладостей, оборудованную по последнему слову техники. Ассортимент был огромен: какао, шоколад, торты, пастила, монпансье и пр. В 1917-м Борман эмигрировал, но дело его не пропало. Фабрика производит сладости до сих пор. Теперь это Харьковская бисквитная фабрика.
Впрочем, лучше всего узнать об истории города, да и вообще Слобожанской Украины в Историческом музее — от палеолита до современности.
Более 15 лет во главе страны
После поражения Украинской Народной Республики Киев ассоциировался с украинской государственностью и независимостью. "А это нам не надо!" — решили большевики и перенесли столицу в пролетарский Харьков.
У Харькова уже был столичный опыт, пусть и крохотный. С декабря 1917 по апрель 1918 года — в Украинской Народной Республике Советов и практически одновременно, с февраля 1918 по апрель 1918 года, — в Донецко-Криворожской Республике. Да-да, полнейшая неразбериха. Ведь в течение 1917–1919 годов Харьков то и дело переходил из рук в руки: немцы, белые, красные, Скоропадский, Деникин и др.
Но в декабре 1919-го советская власть утвердилась в Харькове окончательно. Поначалу не хватало ни жилья, ни помещений для учреждений — размещались в коммунах, спали на столах, отгораживали хоть какой-то уголок фанеркой, семьи переведенных из Киева чиновников переезжать категорически отказывались. Но город стали подтягивать до столичного статуса, и перемены к лучшему наступили очень быстро.
Один из представителей культурной элиты того времени, поэт Майк Йогансен, кстати, выпускник Харьковского университета, восхищался переменами: "Там, где был старый город с полуразвалившимися лачугами и огромными свалками, вырос новый гигантский город, который равен, а кое в чем и превосходит европейские".
Венцом индустриальной революции стало чудо архитектуры конструктивизма — первая высотка в СССР (63 м) — Госпром (Дом государственной промышленности). В возведенном за рекордные 3,5 года железобетонном здании разместился Совет Народных Комиссаров Украины — правительство УССР. Хватило места и для чиновников Высшего совета народного хозяйства, Госплана и всевозможных народных комиссариатов (так тогда назывались министерства). А также для хозяйственных структур, банков, промышленных управлений.
Фактически это был небольшой город в городе: собственная телефонная станция, почтово-телеграфная контора, гостиница, медпункт, библиотека, мастерские, парикмахерская и столовые. Помимо этого — автономное отопление и огромные баки для воды, позволявшие продержаться без централизованного водоснабжения несколько дней.
Памятник одному из предполагаемых основателей города казаку Харьку поначалу харьковчанам понравился не очень. Но со временем привыкли
Одна лишь площадь Дзержинского (сейчас — Свободы, кстати, одна из самых больших в Европе) в Харькове и сегодня поражает масштабом строек того времени: помимо Госпрома здесь возвели Домпроектострой (ныне ХНУ им. Каразина), Дом Кооперации (северный корпус ХНУ), гостиницу "Интернационал" (сейчас "Харьков") — яркие образцы монументального сталинского ампира и конструктивизма.
А неподалеку от восточной окраины города в 1930 году начали возводить машиностроительный гигант — Харьковский тракторный завод. Силы были вложены не только в сам завод, но и в устройство быта трудящихся. Построили рабочий поселок в духе модного тогда веяния — без кухонь. Питаться рабочие должны были в так называемых фабриках-кухнях, куда из домов вели теплые переходы, — все для того, чтобы советский человек не отвлекался от строительства социализма и вообще в целях освобождения женщин от кухонного рабства и буржуазного индивидуализма.
Бурная индустриализация повлияла и на культуру. Появилось множество литературных и художественных объединений. В Харькове творили Павло Тычина, Владимир Сосюра, Николай Хвылевой, Александр Довженко, Андрей Головко, Остап Вишня, Олесь Гончар, Валентин Катаев, Юрий Олеша.
Специально для мастеров пера в конце 1920-х был возведен дом в виде буквы "С" (в старославянской азбуке ее называли "Слово"). Строение в конструктивистском стиле стало настолько популярным, что на конвертах зачастую писали не адрес, а просто "Дом Слово". Квартиры были роскошными — ванная, телефон, в доме даже солярий имелся. Но в 1933-м началась волна репрессий против деятелей украинской культуры, и дом "Слово" получил новое прозвище — "Крематорий": из 66 квартир репрессировали жильцов 40. Полюбоваться на эту серую сталинскую шестиэтажку можно и сегодня — на ул. Культуры, 9.
На тот период в городе действовало более 10 театров, среди них — и новаторский "Березиль" под руководством Леся Курбаса, и Украинский драматический театр им. Ивана Франко (который позже перевели в Киев).
Вкладывались большие средства и в развитие науки: в 1932 году здесь впервые в СССР расщепили атомное ядро.
Но с годами все чаще звучали намерения высокопоставленных чиновников перенести столицу в другой город. В июне 1934-го правительство УССР торжественно проводили из Харькова в Киев.
Но на этом столичная жизнь Харькова не закончилась. Многие наркоматы и ведомства находились здесь до начала Второй мировой. С 16 февраля до 10 марта 1943 года, пока Киев не освободили от фашистов, сюда переехали столичные власти.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Вариант №1. Поездом. Есть ночные, дневные, скоростные. Время в пути — от 4 часов 45 минут ("Интерсити") до 10,5 часа (Ужгород — Лисичанск). Стоимость сидячих мест — от 135 грн, купе — от 255 грн. Вариант №2. Автомобилем по маршруту Е40 и М03 — 488, 5 км. Время в дороге — 6–7 часов. Дорога хорошая. По пути можно посетить ещё и Полтаву. Вариант №3. Самолётом из Борисполя. Вылеты два раза в день, время полёта — 1 час. Стоимость — от 1060 грн.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Недорого: однокомнатная квартира в центре — от 400 грн. • По-богатому: вышеупомянутая гостиница "Харьков" — от 1200 грн в сутки с человека.
ГДЕ ПОЕСТЬ: • Недорого: "Пузата Хата" в центре. Средний чек — порядка 100–200 грн.
МУЗЕЙНАЯ ЛОГИСТИКА: • Исторический музей Стоимость билета: на одну экспозицию: 6 грн — для взрослых; 4 грн — для детей и студентов. Экскурсия: 30 грн. Или можно загрузить в телефон бесплатный аудиогид. Время работы: вт–вс — 09:30–17:00, пн — выходной. Адрес: ул. Университетская, 5, ст. метро "Исторический музей". Тел.: (057) 731-35- 68. • Художественный музей Стоимость билета: 10 грн — для взрослых, 5 грн — для детей и студентов. Экскурсия — 30 грн. Бесплатный аудиогид. Есть на английском. Время работы: пн, ср–вс — 10:00–17:40, вт — выходной. Адрес: ул. Жён Мироносиц, 11. Тел.: (057) 706-33-94 • Музей истории и ж/д техники Южной железной дороги. Вход бесплатный. Время работы: ср–вс, 9:00–18:00. Пн, вт — выходные. Адрес: ул. Конарева, 15. Тел.: (057) 724-35-29.
ЛАЙФХАК: В городе до сих пор сохранился первый фирменный кондитерский магазин фабрики Жоржа Бормана, открытый в начале ХХ века. Сохранился также интерьер тех лет: деревянные витрины с позолотой и зеркалами, деревянные шкафчики, горы сладостей и воздух, за более чем 100 лет пропитавшийся шоколадом. Сейчас магазин называется "Ведмедик", находится в центре — на пл. Конституции, 11. Здесь, как в кафетерии: можно и попробовать харьковские сладости, и купить на подарок. Цены умеренные.