Осень Заречной улицы. Где в Запорожье увидеть уникальный заповедник советской архитектуры

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Соцгород — это прошлое, существующее в настоящем. Здесь расположены яркие примеры архитектуры 1930–1950-х годов — представители конструктивизма, советского ар-деко и сталинского ампира. 

Related video

Принцип винтика в механизме

В конце 1920 года на территории современного Запорожья развернулась масштабная стройка. План проекта был составлен в 1928-м, а через год в голой степи начали расти здания. Между плотиной и промышленной площадкой, где строились заводы, в 10 км от центра, тогда еще Александровска, заложили Шестой поселок, или, как его называют сегодня, Соцгород. Впрочем, как его только не называли — и городом будущего, и городом мечты и даже городом-садом. Но как бы там ни было, проект вызывал восторг даже за границей — сначала в 1937 году, а после и в 1939-м он был отмечен на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. А в СССР этот проект и вовсе долгое время считался эталоном градостроительства.

Над проектом Шестого поселка, где должны были построить детские площадки, фонтаны и эстрады, работали знаменитые братья Веснины, а вместе с ними и архитекторы Г. М. Орлов, Николай Д. Колли, В. Г. Лавров. Первый кирпич заложили в 1929 году, а к 1932-му работу практически завершили.

Были построены дома на четыре этажа с просторными комфортабельными квартирами. При их проектировании использовались идеи советского градостроительного авангардизма. Интересно, что здания строились по принципу винтиков в большом механизме — человек сначала попадал в сад, затем в школу, потом, при необходимости, в больницу и на работу. А в центре располагался клуб-столовая (ныне ДК "Металлургов") — так сказать, квинтэссенция цивилизованной жизни.

Сегодня едва ли найдется архитектор, который с уверенностью скажет, в каком стиле выполнен весь Соцгород, столько всего здесь намешано. Но есть и то, что повторяется в большинстве фасадов по всему городу: тяжелый камень — армянский туф. Им также облицована Днепрогэс.

Вот, например, на перекрестке проспекта Соборного и улицы Трегубенко, напротив филармонии им. Глинки, перекрещиваются два стиля — неоклассический проспект и улица, где начинается модернизм. Но модернизм 1930-х, на постсоветской территории его больше называют конструктивизмом, — это простые формы зданий, окна, крыши и ничего лишнего, лишь четкая геометрия.

Стоит свернуть в переулок — и тут же появится перед взором пример классической архитектуры, свидетельство которой — колонны на здании. Соцгород уникален тем, что на одном фасаде можно увидеть игру классики и модернизма. Но начались эксперименты над архитектурой — появился сталинский ампир.

Fullscreen

"Круглый дом" — первая буква огромного слова "Сталин", которое так и не написали с помощью зданий

Модернизм 1930-х продолжался до момента, пока Сталин и его команда не принялись возмущаться и требовать "нормальную архитектуру". Вождю не нужно было социальное жилье, ему нужны были квадратные метры, которые человек должен заработать достойным служением партии. Тем более Сталину модернизм просто не нравился: что это за демократия и интернациональный стиль? И здания стали украшать массивной лепниной и символикой советской власти.

Все строилось по принципу: твое жилье маленькое, а то, что коллективное, — большое, светлое и радостное. Но потом в город пришла война.

Шрамы от войны

Если идти по проспекту Металлургов в сторону Соборного, можно наглядно убедиться, как на Запорожье сказалась война — некоторые фасады домов все еще имеют следы пулевых "ранений". На торцевой стене дома на углу Металлургов и Хмельницкого долгое время виднелся "шрам" от войны, полученный 18 августа 1941 года во время первого арт-обстрела города. Сейчас его уже нет — фасад "залечили".

Пережил войну и легендарный по сей день "Круглый дом" — воплощение идеальной коммуны с просторным двором, лавочками, отдельными входами для жильцов первых этажей и фонтаном в центре двора. Увы, до сегодняшних дней фонтан не сохранился. Здание стоит на улице Независимой Украины, 31, и создано по проекту архитектора Лаврова. Дом диаметром целых 150 м, а обрамляют его два необычных дома-близнеца. Необычны их балконы с колоннами, не то классика, не то ампир — попробуй угадай, что за стиль. Кстати, по легенде "Круглый дом" имеет форму "С", потому что это первая буква огромного слова "Сталин", которое планировали написать формой расположения домов.

Вдоль проспекта Металлургов стоят четыре дома обобществленного быта — творение архитектора Ольги Яфы. Здесь просматривается конструктивизм: скругленные объемы лестничных клеток с узкими, вытянутыми окнами-"градусниками", плоские кровли и балконы, напоминающие палубу корабля.

После войны центральные дома этого квартета приобрели более изящные фасады с новыми художественными элементами.

Чуть дальше, на углу улицы, возвышается визитная карточка Соцгорода — семиэтажный дом-башня 1949 года постройки по проекту Козлинера. Его еще называют местной "Пизанской башней", ведь к концу ХХ века здание наклонилось более чем на два градуса от горизонта. Конечно, дом выровняли, но свое прозвище башня от этого не утратила.

Fullscreen

Николай Рыбников в образе Саши Савченко из фильма "Весна на Заречной улице" украшает город с 2013 года

"Погибший туалет"

На все том же проспекте имеется памятник народному артисту СССР Николаю Рыбникову, его возвели не так давно. Но примечательно другое. Рядом с памятником возвышается стальной шпиль. Это дань промышленному Запорожью. Стела украшена фрагментами металла — образцами продукции запорожских металлургических заводов. Но примечательно также не это. А то, что шпиль в народе называют "Памятник погибшему туалету". Ведь памятник-стела появился в начале XXI века на месте бывшего клозета. К слову, очень красивый был туалет, построенный по проекту известного архитектора Григория Орлова. Красивая ажурная крыша, под которой иногда обитали скульптуры то льва, то медведицы с медвежатами. Просуществовала уборная на улице почти 70 лет. Открыли первый общественный туалет в городе еще в 1935 году.

Два одинаковых

В районе остановки "Проспект Металлургов" стоят два практически одинаковых дома — их называют "дома-вставки Лаврова". Они объединяют торцы более старых зданий, стоящих перпендикулярно проспекту. Построены в 1936 году, когда от зодчих-конструктивистов стали требовать больше пышности и парадности их проектов. Хотели и от классики не отойти, и о любимом конструктивизме не забыть: в итоге дома получились в смешанных стилях. Плоский фасад и круглые окна — новаторский подход, но при этом четко просматриваются классические наработки прошлого. Архитектор Лавров, видимо, вдохновлялся Древним Востоком, ведь ворота зданий получились на манер ассирийских городов.

Еще одна башня

Въезд в Соцгород со стороны проспекта Соборного, 175, украшает башня "Запорожский Кремль", как ее прозвали. На самом деле это башня Коксохима. На момент 1949 года здание рассматривали как основное для всего Шестого поселка, но что-то пошло не так, и проект немного изменил свою концепцию. Над ним работали архитекторы Иван Козлинер и Леонид Гершович, а реализовал задумку коксохимический завод, чья аббревиатура и помещена на башне с указанием года постройки — 1951.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Вариант №1. Машиной: в пути около 8 часов, расстояние от Киева до Запорожья — более 550 км. Вариант №2. Автобусом: Киев (центральный ж/д вокзал) — Запорожье (ж/д вокзал, в пути  около 9 часов. Стоимость билета — около 400 грн. Вариант №3. Поездом: 072К Киев-Пассажирский — Запорожье. В пути 12 часов, плацкарт — 175 грн. "Интерсити" будет быстрее — 7 часов. Билет 2-го класса — 485 грн.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Вблизи микрорайона Соцгород есть отличные хостелы. Поселение в комнате с шестью кроватями обойдётся в 360 грн с человека. Можно и пошиковать в отеле, но средняя цена гостиничного номера составляет 850 грн с завтраками.

ПО ДОРОГЕ: • Разбавить впечатления от архитектуры ретро можно, прогулявшись по Парку металлургов. Отсюда открывается прекрасный вид на Хортицу и Днепр. Для тех, кому такие прогулки кажутся скучными, недалеко есть Запорожский музей истории оружия. В основу экспозиции легла частная коллекция исследователя, историка Виталия Шлайфера. Здесь есть на что посмотреть — сабли, мечи, пистолеты и топоры разных веков, и каждое оружие с уникальной историей — 4 тыс. предметов. Работает музей каждый день (кроме 1 января), с 09 до 18 час. Входной билет: 40 грн — для взрослых, 20 грн — для детей.

ДОСТУПНОСТЬ: • Никто так не расскажет о Соцгороде и о самом Запорожье, как знаменитый запорожский журналист Роман Акбаш. Он часто проводит экскурсии и "влюбляет" людей в свой город. Найти его можно в соцсетях или связаться по тел. (050) 533-93-29. Как правило, пешие прогулки вместе с Романом длятся три часа, а стоит такое удовольствие 50 грн.

ЛАЙФХАК: В этом году в Запорожье разработали туристическую карту города. На ней обозначены наиболее привлекательные объекты и маршруты Запорожья, и даже неопытному туристу потеряться будет сложно. Размещены карты в свободном доступе в отелях, музеях, ресторанах и прочих местах. Так что первое, что нужно сделать, прибыв в город, — зайти за картой в кафе или позвонить в Туристический информцентр по тел. +38 (050) 424-20-54, а можно сразу в гости — пр. Соборный, 151.

Наследие недавнего прошлого

Fullscreen

Текст: Алексей Быков, архитектор, исследователь советского модернизма

Советский модернизм, послевоенный модернизм, модернизм второй волны — все это разные названия одного и того же периода в украинской архитектуре второй половины ХХ века. Однако единого, общепринятого и научно обоснованного определения для этого стиля пока что не существует, как, впрочем, и его четкой периодизации. Чаще всего советский модернизм датируют 1955–1991 гг. — от постановления Никиты Хрущева "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" до прекращения существования СССР. Единого мнения о терминологии и датировке нет, потому что архитектура Советского Союза мало изучена и создавалась относительно недавно.

Интерес к изучению советского модернизма возник в первую очередь со стороны международного сообщества. Например, карта с наиболее известными объектами СССР впервые появилась на сайте Венского архитектурного центра Az W. Серьезным популяризатором советского модернизма стал французский фотограф Фредерик Шобен. В 2008 году в издательстве Taschen вышла его книга Cosmic Comunist Constructioned Photographed — она до сих пор бестселлер. Подобные издания появляются и в Украине. В 2019 году в издательстве "Основи" вышла книга Soviet Modernism, Brutalism, Post-modernism. Buildings and Stuctures in Ukraine 1955–1991, где впервые исследованы основные объекты модернистской архитектуры всей Украины.

"Единого мнения о терминологии и датировке советского модернизма нет, потому что архитектура Советского Союза мало изучена и создавалась относительно недавно"

Советский модернизм конца 1950-х — середины 1960-х годов во многом может быть включен в мировой контекст архитектуры того времени, считаться частью "интернационального стиля". Это время хрущевской оттепели, полетов в космос, веры в новое, светлое будущее. Здания этого периода отличаются легкостью, воздушностью, лаконичностью. В основном это простые геометрические формы с большими плоскостями остекления.

С 1960-х по 1980-е годы советские архитекторы строили в стиле брутализма. По форме и смыслу он во многом — отражение брежневского застоя. Здания этого периода становятся более грузными, тяжелыми, сложными. Кроме того, именно тогда набирает государственные масштабы строительство жилых домов по типовым проектам (красноречиво и точно показанное в мультфильме — эпиграфе к фильму "Ирония судьбы, или С легким паром!"). Интересно, что сам термин "брутализм" означает "необработанный бетон", а также использование текстуры и фактуры бетона как готового отделочного материала. В Советcком Союзе здания в это время строились в основном из кирпича, а отделочным материалом были камень (плитка) или штукатурка (под бетон). Поэтому советский брутализм во многом имеет индивидуальные особенности. Он не буквально отвечает мировым стандартам, но при этом абсолютно ассоциируется с брутальными формами стиля.

Популярность архитектуры модернизма способствует и изменению отношения общества к нему. Если многие из старшего поколения (в том числе и сами архитекторы) вспоминают об этой архитектуре без особого пиетета и сантиментов, то молодое поколение воспринимает эти объекты как наиболее выразительные и привлекательные в городской среде. Во многом это объясняется тем, что для молодых они не ассоциируются с советским будничным образом жизни, а воспринимаются скорее как декорации, локации для фотосессий и видеоклипов. Кроме того, появляются и сообщества молодых активистов, например #savekyivmodernism, которые стараются защитить и сохранить это наследие. Возможно, в будущем благодаря таким инициативам объекты этого периода перестанут выглядеть как живописные руины и станут полноценными образцами архитектурного и исторического наследия Украины.