Как закалилась сталь. Музей Островского в Шепетовке — памятник архитектуры, а не идеологии
Когда речь заходит об архитектуре и искусстве советского периода, часто приходится деликатно отделять идеологию от художественной ценности. Особенно аккуратными нужно быть с музеем Николая Островского в Шепетовке, известным своими оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями
На насыпном холме в центре города пять огромных серых пилонов держат на себе бетонное кольцо, покрытое миллионами кубиков красной смальты. Камень, металл, смальта, серый и красный цвета очень удачно передают дух эпохи кровавого гражданского и национального противостояния начала ХХ века. Именно так выглядит Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского. Он находится в Шепетовке — небольшом, но знаменитом в советское время городке, славу которому принес роман Островского "Как закалялась сталь".
Сейчас этот музей — не о пропаганде или ностальгии, наоборот. Новые факты из биографии писателя, в свое время тщательно смоделированной, о которых говорят музейные работники, — это повод развивать критическое отношение ко всякого рода культам и личностям, почти что возведенным в ранг святых, в какое бы время они ни жили. Монументальные мозаичные панно музея стали визиткой издания Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics ("Основи", 2017), сам же музей с 1989 года внесен в международный каталог "100 лучших музеев мира". Трудно поверить, что с первой волной декоммунизации в 1990-х годах штат музея сократили до трех сторожей, директора, завфондами и одного научного сотрудника, а в подвальном помещении устроили ресторан, который закрыли лишь к 2004 году.
Свято место
Участок для постройки музея был выбран неслучайно. В романе именно здесь главный герой Павка Корчагин помог бежать матросу Жухраю. Интересно, что в какой-то момент нашелся шепетовский прототип этого матроса, рассказываший о личном знакомстве с писателем. Но внимательные биографы, в числе которых была Нина Ивановна Перепелица, тогдашний директор музея, находившегося с 1946 года в старом здании краеведческого музея, выяснили, что рассказы эти, мягко говоря, не соответствуют действительности. В Шепетовке вообще оказалось много желающих погреться в лучах славы писателя, и их "легенды" внимательно анализировались музейщиками. А вот семья тогда уже покойного Островского резко пресекла попытку восстановления истинной биографии автора популярного романа. Когда в 2004 году музей получил нынешнее название и статус, гарантирующий поддержку государства, историки вновь взялись за исследование жизнеописания Островского, которое не было искусственной картинкой пропаганды, преподносившейся публике многие годы.
Внутренняя экспозиция музея устроена необычно. Экспонаты размещены в кубах, по разным темам из жизни Островского и Шепетовки в 1920-е годы
Новый музей в Шепетовке решили строить в 1969 году на заседании Шепетовского городского комитета комсомола, ведь посетителей посвященной Островскому экспозиции в старом музее было уже слишком много. Деньги на возведение собирались из комсомольских взносов. Разработку проекта поручили профессору Киевского инженерно-строительного института Николаю Гусеву и хмельницкому архитектору Владимиру Суслову. Художественно-монументальное же оформление оказалось в ведении новаторов — архитектора Анатолия Игнащенко и художника-монументалиста Анатолия Гайдамаки. Оформители задействовали 80 молодых специалистов для работы над этим почти космическим зданием. Пять лет, с 1974 по 1979 год, шло строительство.
Альтернатива барельефу
Наталья Никонова, нынешний директор музея, рассказала о любопытном факте. На стройке были заняты молодые люди, и так случалось, что многие из них, познакомившись в Шепетовке, создавали семьи. Потом они приезжали сюда с детьми и внуками, чтобы показать, как создавались великолепные мозаичные панно, заботливо и усердно выложенные из 25 млн кубиков непрозрачного стекла. Мозаичные панно были одним из любимых средств оформления в 1960–1970-х годах. Некоторые из них мы все еще можем наблюдать в наших городах: кто-то реагирует на них как на устаревшие "агитки", но это прежде всего культурное наследие целой эпохи в нашем искусстве. Любопытно, что изначально фасад музея Островского планировали украсить барельефами, однако "большое начальство" посчитало, что это слишком парадные украшения, в них можно высекать только вождей. Поэтому художники предложили мозаику как альтернативу.
Не все оригинальные идеи авторов проекта удалось воплотить в жизнь. Например, Гайдамака хотел, чтобы рядом со зданием был искусственный водоем как наружное продолжение художественной экспозиции. Планировалось, что из центра "круга" в небо будет бить луч прожектора, а смотровую площадку хотели покрыть прозрачным куполом. По разным причинам, в том числе техническим, эти задумки не были реализованы, что, впрочем, не сказывается на потрясающе оригинальном образе музея.
Что показывают
Небольшой круглый дворик трехэтажного здания музея характерен для театров 1920-х годов. На нижнем этаже есть кинозал, где сейчас показывают документальные фильмы в партнерстве с международным кинофестивалем DocuDays. Основная же экспозиция размещается на третьем этаже, причем она расположена на двух ярусах. Надо отметить, что и внутри музей устроен очень необычно, в нем действуют как постоянная, так и временные экспозиции. Актовый зал в виде амфитеатра рассчитан на 230 мест.
Сердце же музея — третий этаж, где на двух ярусах расположилась экспозиция, посвященная Островскому, его роману и Шепетовке начала ХХ века. Документы, фотографии, личные вещи писателя размещены в нижнем ярусе — в кубах, которые имитируют тендеры паровозов, установленных на рельсах узкоколейки, стремящихся ввысь к светлому будущему. Верхний ярус — композиции из натурных экспонатов, которые раскрывают этапы истории ХХ столетия от 1905 до 1991 года. Кроме того, работники музея предлагают посетителям уникальные тематические экскурсии по Шепетовке, в том числе театрализованные. В ходе экскурсии можно пройтись по тем местам города, где происходили события, описанные в романе, и узнать, какие из них действительно имели место, а какие — художественный вымысел. Вы можете взять реквизит и реплики героев и разыграть сценку из романа, полностью окунувшись в атмосферу произведения.
Музейные работники делают все, чтобы посетителям было интересно. Кроме документальных фильмов и экскурсий они устраивают квесты, предлагают игровые модули, постоянно развивают тему дегероизации, организовывая дискуссии для широкой публики и для коллег-историков. Много внимания уделяется работе с людьми с особыми потребностями. Одним словом, музей Островского в Шепетовке не реликт советской эры, а динамичный, активно развивающийся культурный центр своего региона.
Работники музея предлагают туристам разнообразную программу, где есть не только экскурсии, но и устраиваются квесты, дискуссии, кинопоказы
КАК ДОБРАТЬСЯ: До Шепетовки доехать не проблема — есть железнодорожное сообщение из Киева и областных центров. Также из столицы можно добраться на автобусе, по десятку рейсов каждый день отправляются с Центрального автовокзала. Стоимость билетов — от 150 до 400 грн.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • Ближайший к музею Островского отель "Центральный" находится на реконструкции: об этом свидетельствуют комментарии на разных туристических сайтах и молчащие телефоны. От инсайдеров же стало известно, что отель не закрыт, но обновление ему требуется настолько, что лучше прибегнуть к альтернативе. • Альтернатива есть, и она, как и музей Островского, связана с оригинальным архитектурным решением. Мотель "ОК" расположен в черте города Шепетовки, на автотрассе Хмельницкий — Ровно — Минск. Точный адрес: ул. Шептицкого, 10. Фасад — футуристический двухэтажный цилиндр, словно повторяющий силуэт музея Островского, но в более актуальной цветовой гамме: серо-сине-жёлтой. Десять номеров мотеля также созданы по авторским дизайнерским проектам. Здесь есть также хостел и два кафе, где предлагают "богатый выбор украинских и классических европейских блюд". Сайт мотеля: http://motel-shepetovka.com.ua/.
ПО ДОРОГЕ: • Село Городище находится в 8 км от Шепетовки. Историкам оно известно с ХІІ века: когда-то на его месте был довольно крупный укреплённый город. А теперь в Городище находится один из крупнейших и старейших монастырей в Украине — мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Он основан в 1538 году, в 1745-м деревянные строения снесли и возвели очень красивую барочную обитель. Кстати, тогда монастырь был католическим, через какое-то время — униатским, а когда Волынь вошла в состав Российской империи, в нём поселились православные монахини. В советский период своды храмов и келий видели много разных хозяев и посетителей, но с 1995 года монастырь вновь стал местом молитвы. В нём находится почитаемая икона Божией Матери "Семистрельная", а местное барокко чарует взор, если не брать во внимание купола в виде золотых луковок, водружённые в последний период многочисленных реконструкций. Адрес монастыря: Шепетовский р-н, село Городище, ул. Школьная, 23.
ДОСТУПНОСТЬ: • Музей находится на ул. Островского, 2 (сайт www.ostrovskymuseum.at.ua), работает без выходных, с 09:00 до 18:00, но посетить можно только до 17:00. Стоимость билета: 15 грн — для взрослх, 5 грн — для детей. Стоимость экскурсии (её желательно послушать ввиду необычности экспозиции): 30 грн — для взрослых, 25 грн — для детей. Тел. (038) 404-17-63. Не упустите возможности посетить краеведческий отдел музея. Он располагается в отдельном здании на противоположной стороне улицы. Там работают этнографический отдел и отдел, посвящённый АТО. Скоро откроется археологический зал.
ЛАЙФХАК: Вы не поверите, но, будучи такой оживлённой железнодорожной станцией, Шепетовка совершенно неудобна для тех, кто приезжает сюда поездом: подавляющее большинство поездов, которые следуют от края до края Украины, останавливаются в Шепетовке ночью. Для туристов это может быть большим минусом. Поэтому постарайтесь спланировать путешествие, не полагаясь на "Укрзализныцю".