Выстрел по любви. Зачем смотреть фильм "Моя бабушка Фанни Каплан"
В прокате "Моя бабушка Фанни Каплан" – кино о любви и борьбе. Режиссеры –Алена Демьяненко и Дмитрий Томашпольский. В главной роли – Екатерина Молчанова
1906 год. Киев. В гостинице "Купеческая" происходит взрыв. Шестнадцатилетняя анархистка Фанни Каплан ранена, ее подельник и любовь жизни Виктор Гарский (Иван Бровин) убегает с места происшествия. Фанни не сдает Виктора и страдает на каторге вплоть до февральской революции. Новые власти барышню амнистируют, она едет в Крым поправлять здоровье, где и знакомится с братом Ленина Дмитрием Ульяновым (Мирослав Слабошпицкий). У них происходит секс. Потом Фанни едет в Москву, где встречает любовь своей жизни Гарского. Он назначает ей свидание. Она обменивает шаль, свою единственную ценную вещь, на мыло с цветочным запахом (факт тоже исторический). Спит с любовником, а потом он ее бросает. Пока Фанни десять лет сидела, ее любимый женился. Фанни в шоке, стреляет в Ленина, ну а потом ее расстреливают без суда и следствия, и варварски сжигают в бочке.
Демьяненко и Томашпольский вынули из этой мутной и диковатой истории единственную понятную для всех составляющую – любовную. И сняли кино об инфантильной и наивной девочке, которая ради любви пошла на смерть. Если отстраниться от выхолощенных диалогов, кино может показаться удобоваримой мелодрамой, которую хорошо показывать по телевизору на 8 марта.
Молчанова играет Каплан трепетно и нежно. Рисует инфантильную девочку, ударенную революцией, ставшую сакральной жертвой ХХ века. Слабошпицкий в роли Дмитрия Ульянова очень хорош: сексуально-озабоченный мужчина средних лет, вершащий революцию, вызывает как минимум жалость. Кажется, что Слабошпицкий с легкостью мог бы сыграть озабоченного психопата. Особенно ярко это проявляется, когда он рассказывает абсурдную историю о том, как его брат Ленин "мочил зайцев". Бровин в роли Гарского красив и сексапилен. Ленин изображен уже покойным Девотченко выживающим из ума садистом. Тема террора, а именно этим занималась Каплан, не раскрыта.
Демьяненко и Томашпольский вынули из этой мутной и диковатой истории единственную понятную для всех составляющую – любовную. И сняли кино об инфантильной и наивной девочке, которая ради любви пошла на смерть
Про то время лучше всего в ленте "говорит" эпизод с плывущими зайцами – в век волкодавов все происходило на такой скорости, что выжить можно было только если упрямо переть против своей природы, как зайцы, которые у Демьяненко в финале поплыли. Люди, которых не убила революция, ради выживания тоже должны были "плыть", каждый на свой лад – кто-то стучал, кто-то молчал. Но кино не об этом, оно о девичьей любви к альфа-самцу, ради которого можно и в бочку – на смерть.
Картина была признана лучшей украинской лентой Одесского международного фестиваля, а также получила награду Лондонского фестиваля Crystal Palace. Саундтрек написала Джамала.