Бесконечная шутка. Лучшие выставки и фильмы, которые нужно посмотреть на праздники

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Книги, фильмы, выставки и спектакли, которые нужно успеть прочесть, посмотреть и посетить в праздничные дни

Related video

Выставка "Явление. Памятники Братского монастыря" в НХМУ

Fullscreen

23 декабря — 31 марта

В канун католического Рождества в обновленном после ремонта Национальном художественном музее откроется выставка уникальных икон некогда расположенного неподалеку от Киево-Могилянской академии старинного Братского монастыря, в котором за более чем 300 лет существования собралась ценная коллекция церковных артефактов. Богоявленский собор Братского монастыря был снесен в 1935 году и долгое время считалось, что все ценные артефакты оттуда погибли. Но в начале 2000-х иконы из монастыря были заново найдены в коллекциях Национального художественного музея и Национального Киево-Печерского заповедника.

На выставке будут представлены наиболее ценные из уцелевших реликвий, в том числе пять барочных икон, среди которых чудотворная Братская Богоматерь и напрестольные кресты, которые реставрировались на протяжении 10 лет. Дизайнером выставочных решений станет лауреат премии Малевича художник Иван Светличный.

Дэвид Фостер Уоллес "Бесконечная шутка"

Fullscreen

АСТ, 2018

Грандиозного размера роман (в русском переводе 1280 страниц) с огромным количеством персонажей и сюжетных линий. В оригинале вышел в 1996-м. Время действия — недалекое будущее, по образу жизни заметно отличающееся от нашего настоящего. Два основных места действия — теннисная школа и реабилитационный центр для алко- и наркозависимых. Это не просто роман, а особый мир, оценить устройство которого можно, только хорошенько в нем обжившись. Надо иметь в виду, что книга Уоллеса адресована подготовленному читателю: цитат и аллюзий здесь не меньше, чем страниц. Роман давно приобрел статус культового произведения, сравнимого по значению в мировой литературе с джойсовским "Улиссом". А еще это постмодернистский текст, направленный против постмодернизма. Представьте себе, такое бывает.

Джон Бойн "Незримые фурии сердца"

Fullscreen

"Фантом пресс", 2018

Книга Бойна вдвое меньше (почти 600 страниц) и вдесятеро проще книги Уоллеса. Роман вышел в 2016-м, на следующий год после того, как Ирландия стала первой в мире страной, легализовавшей однополые браки на основании всенародного референдума. Это рассказ о том, как Ирландия на протяжении 70 лет медленно прошла путь от одной из самых религиозно-догматических до одной из самых либеральных стран Европы. Главный герой романа, бастард и гей, полжизни вынужден скрывать свою сексуальную ориентацию и лишь к семидесяти годам может почувствовать себя по-настоящему свободным. Книги Бойна всегда отличались легким стилем и трагическим содержанием, но тут он превзошел сам себя. В "Незримых фуриях сердца" полным-полно драматических событий, включая ряд кровавых убийств, тем не менее этот роман можно с полным правом считать юмористическим. Как ни странно, такое случается.

Кейт Аткинсон "Життя за життям"

Fullscreen

"Наш формат", 2018

Украинский перевод романа 2013 года, ознаменовавший возвращение Аткинсон в высокую литературу — до этого она десять лет сочиняла детективы. Роман отмечен премией "Коста" и вошел в топ-10 книг года, по версии New York Times Book Review.

Сюжет оригинален: в ноябре 1930 года Урсула Тодд убивает в мюнхенском кафе Гитлера и тут же сама погибает от пули. Летом 1920-го десятилетняя Урсула Тодд тонет в море. 11 февраля 1910 года Урсула Тодд умирает при рождении. Едва не умерев при рождении, Урсула Тодд в детстве погибает от инфлюэнцы. Если после этих бесконечных реинкарнаций вы привыкнете к героине, как к родной, и не захотите с ней расставаться, читайте следующий роман Аткинсон "Руїни бога". Урсула там появится снова жива-живехонька. Но прелесть этой книги далеко не только в уникальном сюжете. Аткинсон — блестящий мастер психологической прозы, причем внешняя бесстрастность ее письма гармонично сочетается с подкупающей искренностью и редким обаянием. Поверьте, такое возможно.

Балет "Щелкунчик"

Fullscreen

18, 23, 29–31 декабря, 2–4, 5–6 января

Постановщики: Валерий Ковтун, Мария Левицкая
Исполнители: балетные труппы варьируются
Где смотреть: Национальная опера Украины

В преддверии Рождества жители Вены, Нью-Йорка, Сан-Франциско отправляются в оперу смотреть "Щелкунчика" и создавать праздничное настроение. Этот балет на музыку Петра Чайковского давно стал символом зимнего сезона, а его посещение — хорошей новогодней традицией. Основой для балета стала сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана, в которой игрушечный солдатик Щелкунчик побеждает Мышиного короля и превращается в прекрасного принца. И хотя этот сюжет оказывается лишь сном главной героини балета, девочки Мари, он отлично вписывается в атмосферу Рождества. Ставят "Щелкунчика" и в Киевской опере, в различных версиях — и с балетной труппой театра, и с приглашенными исполнителями, и в моноверсиях под фонограмму. Ажиотаж на постановку традиционно высок, стоимость билета доходит до 2 тыс. грн. Но праздничный сезон у нас длиннее, чем в Европе, поэтому можно найти удобную дату и время.

Штраус-концерты

Fullscreen

26–28 декабря, Киевский театр оперетты

Воздушные, как безе, и знаменитые, как Эйфелева башня, вальсы Штрауса — лучшая альтернатива "Щелкунчику" Петра Чайковского. Европа их пляшет вокруг елки уже 150 лет, у нас эта традиция короче: в СССР секса не было, а что может быть сексуальнее и одновременно буржуазнее вальса? Рихард Вагнер называл манеру дирижирования Иоганна Штрауса – старшего "содроганиями Пифии на треножнике". Когда выступал Штраус-младший, истерия приравнивалась к концертам ливерпульской четверки. "Вальс голубок", "Вальс Венской души", "Песня Дуная", "Электрические искры", "Спаситель от всех забот" — не комплименты, а названия штраусовских вальсов, отныне заменивших у нас бой курантов. Самые пышные Штраус-концерты ожидаются в Киевской оперетте.

"Донбасс"

Fullscreen

Украина, Германия, Франция, Нидерланды, Румыния, путешествие в сердце тьмы, 110 минут
Режиссер: Сергей Лозница
В ролях: Георгий Делиев, Петр Панчук, Жанна Лубгане, Олеся Жураковская

Новый фильм Сергея Лозницы в очередной раз демонстрирует проблему отсутствия героя в современном украинском кино. Его "Донбасс" — местами гротескный трип по оккупированному Донбассу — не имеет никакого героя вообще. Он рассказывает много историй, переходя от одной к другой и не забирая своих героев с собой, а оставляя там — в пьяном угаре свадьбы новых хозяев Донбасса, упивающихся беспредельной властью, в прозрении местных братков-бизнесменов, начинающих понимать, что их жизни сейчас гроша ломаного не стоят, и в черном отчаянии жителей катакомб, где в нечеловеческих условиях живут те, кто не смог или не захотел этой новой жизни.

"Донбасс" уже зарезервировал себе место в истории нашего кино, а также принес Украине престижный приз за режиссуру из второй по значимости программы Каннского фестиваля "Особый взгляд", что случилось в истории нашего кино впервые.

"Вулкан"

Fullscreen

Украина, Германия, Монако, трагикомедия, 104 минуты
Режиссер: Роман Бондарчук
В ролях: Сергей Степанский, Виктор Жданов, Христина Дейлик, Тамара Соценко

Самый известный документальный фильм режиссера Сергея Бондарчука "Украинские шерифы" отталкивался от реальных, существующих в жизни героев, а в своей первой художественной картине протагонист фильма, киевлянин Лукас, проваливается в кроличью нору городка Берислава и его околиц и меланхолично тонет в этом странном мире, где гармонично соседствуют магический реализм и чернушное насилие.

Когда год назад на "Стрімголов" Марины Степанской вышла рецензия в Variety, одном из крупнейших американских медиа, специализирующихся на индустрии кино, — это было событие. Через год на "Вулкан" рецензии пишут не меньшие монстры: Screen Daily и The Hollywood Reporter. И уже никто не удивляется. "Вулкан" в этом году попал на фестиваль в Карловы Вары и Ванкувер и выиграл фестиваль в Ереване. И это новая реальность, в которой начинает жить украинское кино.