Небо в руки
Государство хочет продать свои доли акций в авиакомпаниях. Но даже в частных руках МАУ и «АэроСвит» могут проиграть ценовую конкуренцию иностранцам
Без государственного вмешательства украинским авиакомпаниям будет лучше – так решил министр транспорта и связи Иосиф Винский. На прошлой неделе он поделился планами по продаже государственных долей в компаниях "АэроCвит" (22%) и Международные авиалинии Украины (61,6%).
Аргументов в пользу продажи несколько. В самих авиакомпаниях отмечают, что государство не принимает практически никакого участия в их развитии, а скорее, наоборот, делает их неповоротливыми. Причем Минтранс с ними согласен: по мнению Винского, с частным инвестором у отечественных авиаперевозчиков будет больше шансов на выживание, особенно после грядущего подписания договора "Открытое небо", когда зарубежные авиакомпании получат максимальную свободу при совершении рейсов в Украину.
Старые и новые
Поскольку обе авиакомпании являются закрытыми акционерными обществами, приоритетное право покупки акций имеют существующие владельцы. Именно нынешние акционеры, скорее всего, и выкупят госдолю "АэроСвита", ведь государственные 22% не дают возможности контролировать компанию. Одним из совладельцев авиакомпании является миллиардер Виктор Пинчук, хотя он и называет себя лишь портфельным инвестором, настаивая на том, что авиаперевозки для него – непрофильный бизнес.
Поэтому Международные авиалинии Украины – более лакомый кусок для потенциальных покупателей. Ведь МАУ – крупнейший отечественный авиаперевозчик, в котором государство к тому же владеет контрольным пакетом – 61,6% акций. Остальные акционеры – это Austrian Airlines (22,5%), ирландская компания Aer Cap (6%) и Европейский банк реконструкции и развития (9,9%).
Западные акционеры МАУ уже не раз выражали желание увеличить свои пакеты акций. Но их предложение о дополнительной эмиссии, которое прозвучало в 2006 г., Фонд госимущества отклонил. Поскольку в этом случае доля государства сократилась бы до 40%, так как средств, необходимых для выкупа акций, у него не было. Теперь, когда речь идет о полной продаже доли, акционеры оценивают инициативу Минтранса позитивно, утверждает президент МАУ Юрий Мирошников.
Впрочем, Мирошников отмечает, что заявления о продаже и реализация подобного проекта – разные вещи. "К сожалению, власть в Украине меняется слишком часто. Поэтому трудно ожидать, что забота о сохранении собственной авиационной отрасли станет для очередной новой власти приоритетом", – сказал президент МАУ Фокусу.
Не берутся с уверенностью говорить о возможном развитии событий и чиновники.
"При такой скорости смены министров и их позиций мне трудно дать прогноз", – сказал Фокусу экс-министр транспорта Евгений Червоненко.
Рейсы на двоих
Работа иностранных инвесторов с украинцами возможна в разных вариациях. Игроки рынка полагают, что иностранцы, даже в случае покупки украинских авиакомпаний, будут работать здесь под своими брендами – ведь они уже имеют свою стоимость, причем немалую. В частности, Юрий Мирошников не исключает возможности совместной эксплуатации линий – так называемый код-шеринг достаточно распространен как на Западе, так и в Украине. "У МАУ, например, подписано около 130 договоров о код-шеринге с зарубежными авиакомпаниями. Такая схема работы выгодна обоим партнерам, оба получают доход. Но каждая компания при этом сохраняет свой бренд", – объясняет он.
"Austrian Airlines – основного акционера МАУ – украинская компания интересует прежде всего как "дочка", которая будет выполнять магистральные международные рейсы, региональные рейсы, а также как подвозчик пассажиров для своего транзитного аэропорта в Вене", – считает Александр Кава. Аналогичная стратегия уже применяется австрийцами по отношению к авиакомпании Adria.
Что же касается других возможных претендентов, то крупные западные авиакомпании предпочитают не распространяться о своих намерениях. "Мы изучаем все возможности, которые возникают на рынке. Но не можем вдаваться в подробности по этим вопросам", – сказал Фокусу директор нидерландского авиаальянса KLM Роб де Вайн. Похожий ответ Фокус получил и в Lufthansa Aviation Center.
Лакомый кусок
Несмотря на сдержанные комментарии представителей зарубежных авиакомпаний, отечественный рынок авиаперевозок им чрезвычайно интересен, уверен Юрий Мирошников. "Население Украины – 47 млн. человек, а суммарный годовой объем авиаперевозок на сегодня – около 9 млн. пассажиров. Формально потенциал рынка равняется населению страны, следовательно, наш рынок может вырасти как минимум вчетверо", – объясняет Фокусу топ-менеджер МАУ.
С ним согласен и пресс-секретарь "АэроСвита" Сергей Куцый. "Украина – динамично растущий рынок, на котором темпы роста пассажирских потоков намного опережают общемировые", – сказал он Фокусу. По данным Госкомстата, за 2007 г., количество пассажиров, которые воспользовались услугами украинских авиакомпаний, выросло на 12,5% и достигло 4,9 млн. человек. Кроме того, иностранные перевозчики придут в аэропорты, реконструированные в преддверии Евро-2012.
Естественно, интересы иностранцев не всегда будут совпадать с интересом Украины. "Любая крупная зарубежная авиакомпания, прежде всего будет заинтересована в подвозе пассажиров из Киева в свой узловой аэропорт, чтобы потом оттуда своими же рейсами развезти их по Европе и миру. Никто их них не станет строить свое расписание так, чтобы свозить пассажиров в "Борисполь" и создавать тут стыковки, привлекая в Украину транзитные потоки", – говорит Сергей Куцый.
Полет с барьерами
Поэтому причин для сопротивления "Открытому небу" у отечественных авиакомпаний, даже в случае продажи их госпакетов, немало. Ведь у них практически нет шансов закрепиться на внутренних рынках европейских стран: вероятность того, что среди множества европейских перевозчиков пассажир выберет "АэроСвит" или МАУ, невелика. И наоборот: украинцы с гораздо большей охотой станут летать из Киева, скажем, в Симферополь или в Москву на Luftgansa или KLM. Даже если количество возможных рейсов будет увеличено до максимума, украинские перевозчики не смогут воспользоваться предоставленной возможностью, поскольку их самолетный парк ограничен.
Юрий Мирошников не скрывает, что присоединение к "Открытому небу" может уничтожить украинских авиаперевозчиков, и надеется, что договор будет подписан не ранее чем через 3–4 года. Изначально договор Украина планировала подписать в 2010–2011 гг., но потом под давлением Евросоюза сроки стали сокращаться. В конце прошлого года Президент издал указ об ускорении процесса подписания документа, и тогда говорили, что это случится уже летом 2008 г. Сейчас большинство экспертов прогнозируют, что подписание состоится в 2009 г., в крайнем случае – в 2010- м.
То есть времени на подготовку отечественным авиакомпаниям осталось совсем немного. А готовиться есть к чему. По прогнозам экспертов, после прихода на отечественный рынок крупных западных авиакомпаний стоит ожидать снижения тарифов до принятого за рубежом уровня.
Сейчас, например, стоимость перелета Киев – Москва соответствует тарифу российских авиакомпаний из Москвы в Новосибирск или европейских – из Восточной Европы в Западную.
Например, перелет Киев – Мюнхен или Киев – Франкфурт у Luftgansa стоит на 30% дороже, чем перелет Москва – Мюнхен и Москва – Франкфурт соответственно.
Представители отечественных авиакомпаний объясняют ситуацию монополизмом на рынке сопутствующих авиаперевозкам товаров и услуг. "Мы практически не имеем выбора при покупке авиатоплива, бортового питания, услуг по обработке багажа", – жалуется Сергей Куцый из "АэроСвита".
Он признает, что с этими же проблемами сталкиваются и зарубежные авиакомпании, летающие в Украину, но в совершенно иной степени. "Зарубежный авиаперевозчик будет сталкиваться с этой проблемой один раз в день – обеспечивая выполнение рейса из Киева. Но ведь "АэроСвит" с ней сталкивается в 30-40 раз чаще – при обеспечении всех своих ежедневных рейсов из "Борисполя"! И это существенно ограничивает конкурентоспособность украинских компаний", – объясняет пресс-секретарь "АэроСвита".
Поэтому он не согласен с тем, что после продажи госдолей украинские авиакомпании обязательно станут более сильными и смогут легко конкурировать с массово запущенными на украинский рынок зарубежными перевозчиками. Но так или иначе, через 1,5-2 года украинцам предложат большее количество направлений по меньшим ценам. Правда, не исключено, что сделают это не "АэроСвит" или МАУ, а их зарубежные конкуренты.
Небо нараспашку
Договор "Открытое небо", подписанный странами Евросоюза, вступил в силу в 2002 г. Если его подпишет и Украина, иностранные авиакомпании получат восемь степеней свободы. Правда, присоединяться к договору Украина может в три этапа, ограничивая права иностранцев сначала 3-й, потом 5-й,а лишь затем – 8-й степенью
| |
1. Беспосадочный перелёт над территорией Украины | 2. Некоммерческая промежуточная посадка в Украин (техобслуживание, дозаправка) |
3. Промежуточная посадка в Украине для высадки пассажиров, взятых в стране регистрации авиаперевозчика 4. Промежуточная посадка в Украине для приёма пассажиров, которые летят в страну регистрации авиаперевозчика 5. Промежуточная посадка в Украине для приёма и высадки пассажиров, независимо от того, куда и откуда они летят | 6. Перевозка украинских пассажиров в третьи страны через страну регистрации авиаперевозчика |
7. Перевозка украинских пассажиров в третьи страны, минуя страну регистрации авиаперевозчика | 8. Перевозка украинских пассажиров на внутренних рейсах |