Немецкий эксперт прочит сланцевой революции серьезные перспективы

Профессор гамбургского института HWWI Михаэль Бройнингер рассказал DW о ценах на сланцевый газ, нефть и уголь, о фрекинге в ФРГ и энергетическом сотрудничестве России и Китая.

Профессор Михаэль Бройнингер (Michael Broeuninger) является научным руководителем Гамбургского института мировой экономики (HWWI) и автором многочисленных публикаций о глобальных трендах на энергетических и сырьевых рынках. Опубликованное в середине июля 2013 года исследование, посвященное сланцевому газу и используемой при его добыче технологии фрекинга (гидроразрыва пласта), проводилось учеными HWWI совместно с аналитиками гамбургского банка Berenberg.

DW: В России широко распространено мнение, что сланцевая революция в США является искусственно раздутым явлением и скоро закончится. А к каким выводам пришли в результате проведенного исследования вы и ваши коллеги?

Михаэль Бройнингер: Я, конечно, не геолог, а потому вынужден полагаться на данные, предоставленные соответствующими специалистами, а они расходятся в оценках имеющихся запасов сланцевого газа. Тем не менее мы исходим из того, что США обладают значительным потенциалом в этой сфере и еще длительное время будут наращивать добычу газа.

- А каковы перспективы сланцевого газа в глобальных масштабах?

- Глобальные перспективы очень серьезные. Сланцевые залежи имеются в разных частях света, но многие страны еще даже не приступили к их подробному изучению. Так что мировые запасы природного газа существенно возрастут.

- К каким экономическим последствиям это приведет?

- Последствия будут самыми разными. В тех странах, где начнут разрабатывать сланцевые месторождения, снизятся цены на природный газ. Это в свою очередь усилит тенденцию замещения газом нефти, и глобальный спрос на нее несколько упадет. В результате нефть либо подешевеет, либо перестанет расти в цене. К тому же уже сейчас в США газ усиленно используют для генерации электроэнергии, что вызвало падение американских и мировых цен на уголь. Для Германии, например, это обернулось более активной эксплуатацией угольных электростанций.

- И дальнейшим вытеснением электростанций, работающих на газе, в том числе на довольно дорогом российском трубопроводном газе. Одна из подглав исследования посвящена последствиям сланцевой революции для России. Каков ваш прогноз?

- Российские энергоносители столкнулись с новым конкурентом. Если цены на газ в мире будут падать, то российскому газу тоже придется подешеветь. И российская нефть, возможно, будет стоить не столько, сколько ожидалось. Так что последствия сланцевой революции для России будут в основном отрицательными.

- Как вы оцениваете перспективы добычи сланцевого газа в Европе и, в частности, в Германии?

- Густонаселенной Германии в любом случае не следует претендовать в этом деле на роль первопроходца. Прежде нужно досконально изучить возможные последствия применения фрекинга. Однако полностью отказывать от идеи добывать сланцевый газ на немецкой территории тоже не стоит. Так что я за разведку месторождений и научное развитие метода фрекинга, но пока против промышленной добычи.

- Насколько велики, на ваш взгляд, экологические угрозы, исходящие от фрекинга?

- Мы считаем, что безопасное для окружающей среды применение фрекинга в принципе возможно. Однако аварии, которые случаются при применении любых технологий, могут иметь тяжелые последствия. Поэтому мы и рекомендуем не спешить и сначала досконально проверить этот метод.

- Какую роль мог бы сыграть во всемирной сланцевой революции Китай?

- В последние годы рост мирового спроса на энергоресурсы во многом подхлестывался именно Китаем. Эта страна обладает довольно значительным потенциалом для применения фрекинга, и я весьма уверен, что этим потенциалом воспользуются. Именно разработка китайских сланцевых месторождений станет тем фактором, который остановит или замедлит рост мировых цен на энергоносители.

- Что опять-таки ударит по интересам российских экспортеров энергоносителей, которые как раз сейчас начали активно развивать в своем бизнесе азиатское направление.

- Китаю явно не хватит собственных энергоресурсов. Его экономика и дальше будет расти высокими темпами, спрос на энергию останется огромным, а потому у России хорошие перспективы на этом рынке.

Источник: Pусская служба Deutsche Welle