Почему НБУ не решит проблему курса гривны за счет экспортеров

Акция протеста украинских заемщиков / Фото: УНИАН
Акция протеста украинских заемщиков / Фото: УНИАН

Со вчерашнего дня украинские экспортеры обязаны продавать 100% валютной выручки

Related video

После резких скачков курса доллара на межбанковском валютном рынке Нацбанк 20 августа опустил официальный курс национальной валюты до рекордного минимума - 13,2231 UAH/USD. В этот же день стало известно, что Нацбанк обязал экспортеров продавать на межбанке всю валютную выручку, а не 50%, как было ранее. Решение было закреплено постановлением НБУ №515 от 20 августа. Пока планируется, что оно будет действовать 90 дней, до 21 ноября 2014 года.

Обязательная продажа всей валютной выручки – крайняя мера и вводится впервые в новейшей истории Украины. Ранее Нацбанк дважды ограничивал права экспортеров по распоряжению валютой, но это всегда было компромиссной мерой: регулятор требовал продажи только 50% поступлений. Так было во время кризиса в 1998 году (ограничение действовало до 2005 года) и в ноябре 2012 года, когда Национальный банк возглавлял Сергей Арбузов – тогда регулятор любой ценой пытался удержать курс гривны на уровне 8 UAH/USD. Эта мера изначально также вводилась на 90 дней – но неоднократно продлевалась и действовала в итоге без малого два года.

Заместитель гендиректора агентства Кредит-Рейтинг Ольга Шубина связывает нововведение с низким притоком валюты в страну – и, как следствие, растущим давлением на гривню. Предложенная мера поможет регулятору незначительно оживить валютный рынок, а главное – увеличить объемы торгов, не расходуя золотовалютные резервы на интервенции на межбанке. А директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Service Наталья Ульянова объясняет подобное решение намерением государства, во что бы это ни стало, получить следующий транш от МВФ. Ведь по словам главы НБУ Валерии Гонтаревой введение обязательной продажи 100% валютной выручки уже обсуждалась с представителями Международного валютного фонда. Напомним, окончательное решение о выделении $1,4 млрд. должно быть принято 29 августа на заседании совета директоров организации.

Экономический эффект от введения 100% продажи валютной выручки будет зависеть от объема средств, которые экспортеры будут придерживать в инвалюте. Однако даже в Нацбанке соглашаются, что этот ресурс невелик. По оценке Валерии Гонтаревой, компании продают от 70% до 100% валютной выручки. "Экспортеры и раньше инвалюту на депозитах массово не хранили, – уточняет партнер ЮФ FELIX Оксана Кобзар. – Ее либо продавали и запускали гривню в оборот, либо направляли валюту на покупку импортного сырья".

Экспортеры нововведение НБУ пока не комментируют. По словам Ольги Шубиной, ограничения прежде всего почувствуют предприятия металлургической, горнодобывающей, машиностроительной, химической отраслей и АПК, которые обеспечивают наибольший приток валютной выручки. Они будут нести дополнительные расходы за счет курсовой разницы и уплаты комиссий при продаже валюты. Особенно возрастут издержки экспортеров с большим объемом импортных операций. К примеру, по оценке Оксаны Кобзар, больше всего пострадает легкая промышленность, работающая на импортном сырье, для которой было бы справедливо сделать исключение.

Скорее всего бизнес – особенно крупный – будет минимизировать объем валютных поступлений в страну. "Крупные компании-экспортеры пострадают от нововведения в меньшей степени, поскольку в их торговых схемах уже задействованы офшоры, – объясняет начальник отдела стратегического планирования в UniCreditBank Агшин Мирзазаде. – А небольшие и средние экспортеры, которые работают напрямую (без аффилированных структур за рубежом – Фокус), будут вынуждены создавать обходные схемы для сохранения хоть какой-то части валютной выручки". С этой целью, по словам Ольги Шубиной, уже сегодня достаточно активно используются зарубежные торговые дома и представительства.

По словам Натальи Ульяновой, обязательная продажа 50% валютной выручки была компромиссным решением, которое подходило и крупным экспортерам и украинскому валютному рынку. После введения обязательной конвертации всех валютных поступлений, и так пострадавший от кризиса, падения спроса и торговых войн с РФ, украинский бизнес скорее предпочтет обходить новые ограничения. В этом случае нововведение НБУ не обеспечит значительного притока валюты на межбанковский рынок – и его влияние на курсовую стабильность окажется минимальным.