Летают на земле. Где в Украине создают авиасимуляторы для будущих асов
Как частный бизнес зарабатывает на тренажерах для Министерства обороны, помогая ведомству не только экономить на авиационном топливе, но и повышать навыки военных летчиков
Это был первый в жизни самостоятельный полет Николая Наконечного. В 2012 году он учился на третьем курсе летного факультета Харьковского университета Воздушных Сил. В тот день 21-летний курсант выполнял полет по кругу на учебно-боевом самолете Л-39. Он поднял самолет в небо. И разбился на нем. Двигатель был исправен, системы работали нормально. Сработал человеческий фактор. Николай слишком сильно повернул ручку управления, и самолет начал заваливаться на правое крыло. Л-39 столкнулся с землей, произошло возгорание. Будущий летчик погиб.
Чтобы подобные катастрофы не происходили, перед тем как взлететь в небо, летчики во всем мире оттачивают технику на авиационных тренажерах. Отрабатывать навыки в воздухе как минимум дорого, как максимум небезопасно. Фокус выяснил, где в Украине создают авиасимуляторы для будущих асов.
Реальные деньги за виртуальные полеты
Единственное предприятие в стране, которое разрабатывает и производит тренажеры для летчиков Министерства обороны, находится во Львове. Компания "Маркет-Матс" изготавливает симуляторы для учебно-боевого самолета Л-39 и многоцелевого истребителя МиГ-29. В промзоне Львова, на заводе площадью свыше 4500 кв. м 170 человек делают авиасимуляторы, которые на 97% идентичны параметрам самолета. Эти тренажеры создают виртуальную реальность боевой обстановки, имитируют погодные условия, шумовые эффекты, отображают реальное географическое положение. При взлете на тренажере летчик видит перед собой взлетно-посадочную полосу, слышит работу двигателя и других систем самолета. Можно летать в режиме ночного полета, совершать аварийные посадки. Ощущение реальности дает возможность отработать фактически все задачи, которые находятся в курсе боевой подготовки. С помощью специального программного обеспечения инструктор анализирует каждое движение летчика, может довести до совершенства то, в чем откровенно слабоват, и избежать фатальной ошибки в небе. В процессе подготовки можно понять, как машина поведет себя в тех или иных ситуациях, или специально спровоцировать аварийную ситуацию без угрозы для жизни. При этом сберечь не только человеческую жизнь, но и существенно сэкономить на топливе и боеприпасах. Для понимания: только в 2017 году на обучение и тренировку военных летчиков Украина потратила более 511 млн грн и свыше 30 тыс. тонн авиационного топлива.
Уверенный полет. Владелец компании Игорь Крол планирует в дальнейшем расширить ряд тренжеров для армии
"Маркет-Матс" вышел на рынок тренажеров в 1997 году. Тогда, после развала Советского Союза, владелец компании Игорь Крол, некогда инженер Львовского научно-исследовательского радиотехнического института, собирал ученых по всей стране. В результате набрал команду, с которой предложил спектр услуг для Министерства обороны. "Мы занимались разным бизнесом, но деньги потихоньку откладывали для научной инвестиции с перспективой на будущее. В те времена заработать на научной деятельности было практически невозможно", — вспоминает Игорь Крол.
Первый гособоронзаказ компания получила в 1998 году. Тогда министерство заказало танковый тренажер. Сделав поставку, "Маркет-Матс" сосредоточился на самолетах. Авиационный керосин тогда, в общем-то как и сейчас, стоил дорого, и отечественная оборонка остро нуждалась в симуляторах. Игорь Крол вложил собственные заработанные на бизнесе с 1992 года деньги. К тому моменту он занимался и охранной сферой, и железнодорожными перевозками, и топливом. Однако о какой именно сумме вложений идет речь, в компании не говорят. В любом случае результатом инвестиций стало то, что в 2006 году Крол вместе с командой презентовал Минобороны первый авиасимулятор МиГ 29. Чтобы выделиться среди конкурентов, компания приобрела специальную динамическую платформу, которая максимально отображала действия реального самолета. Она имитировала ускорения, повороты, вибрацию. В ней летчик ощущал в реальном времени взлет, полет и посадку. Результат не заставил себя долго ждать. Министерство обороны оценило преимущество симулятора. Первыми покупателями стали украинские и азербайджанские военные. Украинская армия тогда закупила три тренажера, азербайджанская — один. За каждую единицу украинская армия заплатила около $5 млн.
Следующий заказ наше министерство сделало в 2011-м. В этот раз речь шла о модели для учебно-боевого самолета Л-39. Это чешская учебно-боевая машина, которая до сих пор используется в качестве тренировочной для подготовки пилотов в армиях стран СНГ и Восточной Европы. Минобороны купило два таких тренажера по $3,5 млн.
Люди редких профессий. Ирина Шишкина припаивает необходимые элементы
Экономическую целесообразность авиасимуляторов подсчитать несложно. При нынешнем курсе доллара стоимость полнофункционального комплексного тренажера начинается от 50 млн грн. Основные затраты идут на программное обеспечение, систему визуализации и динамическую платформу для подвижных тренажеров. Однако за счет экономии керосина и боеприпасов изделие окупается за два года. При этом украинские модели значительно дешевле тех, что производят в соседних странах. К примеру, подобный тренажер для самолета МиГ-29 Польша продает за $8,5 млн. Российский или белорусский в 2,5–3 раза дороже украинского. "Это большое и сложное оборудование, и мы потихонечку замкнули весь цикл производства на себя. Если раньше визуализацию покупали в Америке, что обходилось для нас достаточно дорого, то теперь стараемся абсолютно все производить сами: разработку, программные продукты, оптику, само изготовление", — рассказывает Крол, гордясь тем, что продукт получается полностью украинским. Чтобы удешевить процесс, все составляющие для тренажера изготавливают прямо на предприятии. Например, на 3D-принтере печатают несколько пластиковых деталей, за счет чего исключается возможность брака и экономится ресурс.
Схема работы следующая: за свои деньги предприятие разрабатывает тренажер. В процессе разработки ученых консультируют действующие летчики, военнослужащие. Процесс приема каждого симулятора схож с приемом реального боевого самолета. Сначала компания проводит собственные испытания, потом из Минобороны приезжают специальные комиссии, которые принимают комплекс и ставят его на вооружение. Сегодня у армии в наличии семь пилотных тренажеров от "Маркет-Матс".
По подсчетам зарубежных специалистов, для хорошо подготовленной армии на каждые 20 единиц военной боевой техники (самолетов, вертолетов, танков) должен быть хотя бы один тренажер. В европейских странах боевой летчик в небе проводит 150–200 часов, а на тренажере — 250 часов. В Министерстве обороны заявляют, что соотношение тренировок летчиков на тренажерах и в воздухе соответствует общепринятым европейским стандартам. По официальным данным, в Воздушных силах Украины сегодня насчитывается 15 авиационных тренажеров для всех типов самолетов и вертолетов, к 2025 году их должно быть 17.
Чтобы удешевить процесс, все составляющие для тренажера изготавливают прямо на предприятии
Бюрократический абсурд
Поставляя украинской армии качественный недорогой продукт собственного производства, избежать присущих нашей стране бюрократических абсурдов не удается. У государства всегда есть долг перед предприятием. По факту за каждую поставку "Маркет-Матс" вынуждены судиться с армией. К примеру, для поставки тренажеров в 2017 году визуализацию заказывали у американцев. В какой-то момент из США на предприятие пришло письмо: "У нас есть опасения, что изделие может оказаться в Крыму". Это возмутило Крола: "Двойные стандарты". Американцам нужны были дополнительные месяцы для получения внутреннего разрешения, а время поставки было ограничено. "В итоге мы нашли специалистов в Украине и сделали визуализацию здесь. Поскольку это было импортозамещением, цену изделия мы снизили на 7 млн грн. Показали, что можно покупать не в США, а производить у нас, инвестировать в страну, но это никого не волновало! Поскольку получилась задержка в изготовлении, мы теперь в судах доказываем, что это форс-мажор", — рассказывает Игорь Крол.
Цена, заявленная на входе, и фактическая оплата на руки — как правило, две разные цифры. Собственники "Маркет-Матс" приводят в пример историю еще со времен правления Януковича. "Это был невероятный менингит, — вспоминает Крол. — Мы поставили тренажеры на вооружение, после чего прошли три суда, работу с Исполнительной службой и долго ждали деньги из казначейства. Тяжбы начались, когда курс доллара был по 12, а закончились, когда он достиг 20. В результате из 56 млн грн мы потеряли треть". В компании и сейчас признаются, что из-за непрекращающихся судебных тяжб бизнес выживает с трудом. Выйти в плюс получается благодаря обширному спектру услуг, предоставляемых в том числе частным предприятиям, а также благодаря заработку других компаний, входящих в группу.
Свое дело
В планах компании "Маркет-Матс" разработать ряд тренажеров для самолетов СУ-25, СУ-27 и модернизировать то, что уже имеется, — МиГ-24 и Су-24, продолжать заниматься обслуживанием проданных экземпляров. "Мы полностью должны закончить ряд, который имеется у нас на вооружении. Это важный процесс, тренажеры мы поставляем как для обучения курсантов, так и для военных частей. Уже сейчас стараемся, чтобы наши изделия процентов на 80 соответствовали стандартам НАТО", — говорит Крол.
В 2017 году на обучение и тренировку военных летчиков Украина потратила более 511 млн грн и свыше 30 тыс. тонн авиационного топлива
Авиатренажеры "Маркет-Матс" вполне конкурентоспособны, однако производить их на экспорт сегодня нельзя. По нашим законам, товары двойного или военного назначения продавать на внешние рынки можно только через Укрспецэкспорт, который, по словам Игоря Крола, лишь усложняет реализацию товара. Укрспецэкспорт определяет цену для инопартнера, в результате чего компания, производя реально недорогой продукт, не может участвовать на равных с той же Польшей и другими странами. "Маркет-Матс" давно пытается получить лицензию на право продажи своей продукции, однако пока безуспешно.
В компании Игоря Крола работают люди редких специальностей. Таких в Украине сегодня мало. Предприниматель признается, что многие уезжают из страны, а те, кто остаются, в очереди на работу не стоят. Чтобы удержать людей, бизнесмен пытается обеспечить им достойную зарплату. За свою работу львовские ученые получают от 10 тыс. до 15 тыс. грн.
В конце разговора Крол признается: "У нас в стране странное отношение к частному бизнесу. Все думают, если ты частник, то точно хочешь положить себе в карман как можно больше нечестных денег. Я мог бы не вкладывать в науку, тогда заработал бы гораздо больше. Но мы действительно стремимся сделать что-то для страны. Хочу, наконец, перестать это доказывать и просто делать свое дело".