Часы кризисного дня. Как повлиял на финансовые рынки торговый конфликт между США и Китаем

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус продолжает подсчитывать, сколько времени осталось до начала кризиса в мире и Украине. В прошлый раз от "точки ноль" нас отделяли пять минут. Что изменится в мае 2019-го?

Related video

Международные новости дают весьма контроверсионную палитру. Противоречивые данные идут из США. Начнем с обнадеживающих. Американское министерство труда сообщило, что уровень безработицы в крупнейшей экономике мира снизился до 3,6%. Это самый низкий показатель, начиная с 1969 года. Притом рост количества новых рабочих мест вызван не сезонными или краткосрочными факторами. Рост экономики США длится уже 103 месяца, и это тоже своеобразный рекорд. Что отрадно для американцев, увеличение занятости сопровождается и ростом заработных плат, которые, несмотря на относительно высокую для американской экономики инфляцию, выросли за 2018 год на 3,2%.

Китайский синдром

Глядя на динамичное развитие экономики США, в прежние годы мы бы одновременно дали аналогичный прогноз и для мира в целом. Но сейчас нас, скорее всего, ждет кластерный рост, когда в одном крупном сегменте глобальной экономики может быть динамичное развитие, а в другом — замедление. Речь идет о Китае.

В мае США объявили о введении пошлин на новые партии китайских товаров. Поэтому заключение всеобъемлющей торговой сделки между первой и третьей мировыми экономиками сейчас на грани срыва. Самое обидное для Поднебесной, что о введении пошлин в диапазоне 10–25% китайцы узнали посредством твиттер-дипломатии Трампа. Причем, памятуя прежний опыт по заключению коммерческих сделок, американский президент заявил, что пошлины введут уже 10 мая, поэтому Пекину пришлось отзывать официальную делегацию. Пошлины коснутся китайских товаров на сумму $200 млрд, что составляет чуть менее половины импорта из Китая в США. Данные меры, по мнению аналитиков, могут "съесть" от 0,5 до 1% роста экономики КНР, чего, учитывая масштабы последней, вполне достаточно, для того чтобы этот "тормозной след" почувствовали во всем мире.

Эта новость тут же вызвала обвал на китайском фондовом рынке: 6 мая индекс "Шанхай композит" Шанхайской фондовой биржи рухнул на 5,6%, а шэньчжэньской — на 6,7%. При этом падали именно "голубые фишки", то есть флагманы экономики в сфере телекоммуникаций (-9,8%), IТ (-8,3%), промышленности (-6%).

Ключевая задача сейчас — обеспечить своевременное погашение внутренних и внешних долгов, чтобы избежать дефолта в период межвластия

Аналитические материалы Bloomberg и вовсе пророчат в этом году дефолт для китайской экономики с ВВП $13 трлн. По данным западных аналитиков, с января по май 2019 года зафиксированы дефолты китайских компаний по внутренним корпоративным облигациям на общую сумму $5,8 млрд, а это более чем в три раза превышает аналогичный период 2018 года. В целом прогнозы роста китайской экономики снижены до 6%, что даже меньше, чем рекордно низкий рост в 2018-м на уровне 6,6%.

Столь большое внимание, отведенное в нашем прогнозе Китаю и США, объяснить достаточно просто. От характера торговой войны в этих странах зависит, насколько вырастет мировая экономика. А это напрямую влияет на стоимость сырьевых товаров, составляющих "экзоскелет" нашего экспорта, ведь Китай потребляет почти половину мирового производства стали, потому от динамики его экономической активности зависит уровень цен на металл и железную руду. Кроме того, мы ежегодно экспортируем в эту страну товаров на сумму более $2 млрд.

В целом динамика роста в США и угрозы замедления развития в Китае пока уравновешивают внешние факторы риска, что позволяет оставить стрелку наших часов на прежней позиции.

Отечественные реалии

Что касается внутренних факторов, здесь мы имеем более-менее стабильный расклад: выборы президента завершены, но выселение прежнего постояльца из президентского "номера" затягивается. Привычная мышиная возня в нашем политическом истеблишменте лучше любой статистики говорит о том, что особых угроз нет и экономическая ситуация контролируема. Иначе бы сгруппировались…

Курс гривни бьет все рекорды по укреплению относительно доллара и евро. Несмотря на искусственность данной стабильности, в перспективе месяца-двух можно спокойно "пополнять запасы пресной воды", то есть покупать валюту.

Ключевая задача сейчас — обеспечить своевременное погашение внутренних и внешних долгов, чтобы избежать дефолта в период межвластия.

Из плохих новостей: в мае транш МВФ Украина не получит. Кроме того, в 2019-м фонд, возможно, вообще не будет кредитовать нашу страну. Об этом заявил JP Morgan в аналитическом обзоре европейского рынка развивающихся стран. Цитата по Украине: "В этом году выплат от МВФ мы не ожидаем в основном из-за популистского подхода, невыполненных условий программы и решения правительства "либерализировать" цены на газ только в сторону понижения, одновременно вводя ограничения к повышению". Аналогичный вывод сделали и швейцарские банкиры из UBS. Там также отметили законодательные и коррупционные риски, которые могут привести к блокировке сотрудничества Украины и МВФ. Возможна и приостановка сотрудничества с ЕС по получению макроэкономической помощи.

Кроме того, JP Morgan снизил и рыночные оценки инвестиционной привлекательности еврооблигаций крупнейших государственных банков: Ощадбанка и Укрэксимбанка. Оценка понижена с "нейтральной" до "ниже рынка". Ключевые причины — рост суверенных (страновых) рисков и продолжающееся "директивное кредитование".

В целом западные аналитики и системные инвесторы полагают, что ближайшие угрозы для нашей страны заключаются в возможности избрания популистского и разделенного на несколько лоббистских групп парламента. Но скорее это риски не завтрашнего, а послезавтрашнего дня.

Таким образом, и внутренняя ситуация пока позволяет удерживать стрелки часов кризисомера на прежнем уровне. На циферблате, как и прежде, без пяти минут двенадцать.