По $5 млрд в месяц. Нужны ли Украине миллиардные кредиты МВФ во время войны

Украина МВФ
Фото: pinterest.com | Украина может получить помощь от МВФ

Эксперты отмечают, что для Украины наиболее важна помощь на безвозвратной основе, иначе долговое бремя может вскоре стать непосильной ношей для страны.

Related video

Когда изнуряющая война против России длится почти два месяца, Украина усиленно ищет финансовую помощь в цивилизованном мире. В частности, государство обратилось в Международный валютный фонд (МВФ) за поддержкой для сохранения экономики в объеме $5 млрд в месяц на ближайшие три месяца.

В ответ директор-распорядитель фонда Кристалина Георгиева отметила, что МВФ поможет в сборе этих средств. Георгиева добавила, что МВФ уже создал специальный административный счет для направления денег от стран-доноров на помощь Украине. Более того, уже есть первый вклад на этот счет, который может послужить примером для подражания.

"Страны, поддерживающие Украину, внесут взносы в этот фонд, — выражает надежду Михаил Демкив, финансовый аналитик компании ICU. — Враги Украины будут политически дискредитировать это решение, аргументируя это несравненно меньшим желанием помогать неевропейским странам, которые в свое время потерпели бедствие из-за войн". По мнению Демкива, наиболее вероятным источником помощи будут средства, которые МВФ выделил в прошлом году всем странам-участникам, пропорционально их квоте. Ведь львиную долю из этих $650 млрд получили страны с высоким уровнем дохода, которым они не были критически необходимы.

На первый взгляд, помощь, которую запрашивает Украина у МВФ, является беспрецедентно большой. Для сравнения, к этому моменту наиболее масштабной была четырехлетняя программа расширенного финансирования, утвержденная в марте 2015 года на $17,5 млрд. В ее рамках Украина получила несколько траншей — $5 млрд сразу после принятия, $1,7 млрд в июле 2015 года, $1 млрд в сентябре 2016 и еще $1 млрд в апреле 2017 года. Теперь страна просит о предоставлении $15 млрд в течение трех месяцев.

"$5 млрд в месяц – огромная сумма, но она отражает ситуацию с сильно сократившимися поступлениями в бюджет и расходов, которые, наоборот, выросли, — комментирует ситуацию Михаил Демкив. – Эти средства также должны стать поддержкой для платежного баланса Украины, страдающего из-за блокады россиянами портов". Как сообщал Фокус, из-за морской блокады россиян экспорт зерновых из Украины упал в 25 раз, подсолнечного масла — в 13 раз. Соответственно, сократились и поступления валюты в страну.

Опрошенные Фокусом эксперты отмечают, что Украине во время разрушительной войны важно получать помощь на безвозвратной основе. "Сейчас, конечно, правительству не приходится выбирать, потому что какие-либо средства нужны на вчера. Однако основной объем средств должен поступать в форме безвозвратных грантов, а затем — инвестиций. Поскольку, увеличение долга Украины на столь крупную сумму будет неподъемным, учитывая ожидаемое сокращение экономики в этом году", — отмечает Михаил Демкив. В противном случае, долговое бремя, которое ляжет на Украину из-за войны с Россией, будет тяготить поколения украинцев в течение нескольких десятилетий.

Следует отметить, что поддержка, о которой идет речь, не касается послевоенного восстановления страны. Как подчеркнула Георгиева, эти $5 млрд предназначены для поддержки функционирования экономики, а не для удовлетворения потребностей Украины в восстановлении, которые будут огромными. "Во-первых, сейчас точно никто не может сказать, когда начнется восстановление страны. Во вторых, масштаб разрушений от действий россиян настолько велик, что понадобится гораздо больший объем средств", — добавляет Михаил Демкив.

Ранее Фокус писал о Плане Маршалла для послевоенного восстановления Украины и возможных источниках для его финансирования. Также Фокус анализировал, сколько средств от международных партнеров получила Украина после начала вторжения России и какие, к тому же, есть реальные потребности в помощи. Еще Фокус сообщал, что представители стран G7 заявили, что в 2022 году окажут Украине дополнительную поддержку в размере свыше $24 млрд, а опрошенные изданием эксперты объяснили, чего ждать от подобных заявлений.