Платим дважды. Как и почему украинцы принудительно получают нового поставщика газа

газ, плита, кухня, поставщик газа, платежка за газ, тариф на газ, сколько платить за газ, смена поставщика газа
Фото: Pexels | Новый газовый поставщик может появиться внезапно: если старый свои функции выполнять не может, обслуживание переходит к ПОН - "поставщику последней надежды"

Все чаще поставки газа населению переходят от частных "газсбытов" к государственному "Нафтогазу". Получатели услуги узнают об изменениях внезапно – по новой платежке с указанием в ней долга. Фокус выяснил, как происходит смена поставщика газа и что делать, если платеж за газ ушел старому "газсбыту", а деньги требует новый поставщик.

Государственная компания "Нафтогаз" активно пополняет базу своих клиентов – постепенно на обслуживание ГК "Нафтогаз" передают домохозяйства, чей поставщик газа оказался ненадежным — не смог выполнять возложенные на него обязательства. В самом "Нафтогазе" недавно сообщили, что поскольку большинство поставщиков газа бытовым потребителям не выполняют свои функции, с 1 мая 2022 года более 8,8 млн. украинских домохозяйств уже получали газ от "Нафтогаза".

"Именно поэтому счета за потребленный газ в предыдущем периоде должны быть оплачены на счета ГК "Нафтогаз Украины", — сообщили в "Нафтогазе".

То есть, с 1 мая клиенты, например, поставщика "КиївГазЕнерджі", уже больше не обслуживались указанным газопоставщиком, а перешли на обслуживание к новому – ГК "Нафтогаз". Правда, прежний поставщик не сообщил даже в июне, что он больше не поставляет газ, а киевляне оказались в ситуации, когда платеж за май ушел на счет "КиївГазЕнерджі", и в июле ГК "Нафтогаз" прислал платежку клиентам с указанием долга за май – с той самой суммой, которая ранее ушла на счет "КиївГазЕнерджі". Об этом Фокусу рассказала в своей авторской колонке Виктория Светлова. А дальше клиентам "газсбытов" пришлось выяснять, где же деньги за май, оплаченные старому поставщику, и как теперь этот платеж перенаправить нынешнему поставщику ГК "Нафтогаз".

Смена поставщика газа для частных клиентов: как это регулирует закон

Порядок смены газопоставщика регулируется Правилами поставки природного газа, утвержденными Постановлением НКРЭКУ № 2496 от 30.09.2015. "Сейчас эти Правила являются основным документом, определяющим как добровольный порядок перехода к другому газопоставщику (когда лицо самостоятельно изъявило желание произвести замену), так и порядок перехода к "поставщику последней надежды", — отметил адвокат ЮК "Касьяненко и партнеры" Дмитрий Касьяненко.

Если потребитель сам меняет поставщика, он просто пишет заявление новому поставщику, и сообщать старому о том, что потребитель больше не с ним, не нужно: об этом старая компания узнает от нового поставщика газа.

Важно
Буржуйка пригодится. Как Украина готовится к отопительному сезону в условиях войны

Дмитрий Касьяненко обращает внимание, что действующий поставщик не имеет права требовать у потребителя каких-либо компенсаций в связи с изменением, если это не касается задолженностей потребителя.

Но что если замена поставщика происходит не по желанию потребителя? В этом случае речь идет о том, что потребитель начинает получать услуги от "поставщика последней надежды" (ПОН).

"Поставщик последней надежды" оказывает услуги клиентам "газсбытов" 60 дней после передачи таких клиентов ПОНу, а далее нужно выбрать нового поставщика и подписать с ним договор

"Речь идет о том, что потребителя перевели на обслуживание к "поставщику последней надежды", функции которого выполняет ГК "Нафтогаз" в связи с невозможностью выполнения своих функций предыдущим поставщиком природного газа", — отметила Ирина Подрез-Ряполова, юрист, старший научный сотрудник НИИ правового обеспечения инновационного развития Национальной академии правовых наук. Она говорит, что договор поставки природного газа "поставщиком последней надежды" не нуждается в двустороннем подписании.

"Поставщик последней надежды" — компания, которая обязалась "подхватить" потребителя в случае, если предыдущий поставщик по тем или иным причинам больше не может осуществить газоснабжение своим клиентам. В этом случае считается, что договор поставки заключен, если ПОН опубликовал на сайте договор поставки, а потребитель начал потреблять поставленный газ. При этом "поставщик последней надежды" никоим образом не обязан непосредственно уведомить лицо о том, что произошла замена. Единственное требование таких сообщений – обязательное размещение соответствующей информации на сайте такого поставщика", — говорит Дмитрий Касьяненко. И добавляет: поставка газа таким "поставщиком последней надежды" не может продолжаться более 60 дней. А дальше нужно будет заключить договор по процедуре добровольной замены – потребитель волен выбирать компанию, что станет новым поставщиком газа. Поскольку многие клиенты "газсбытов" перешли к "Нафтогазу" в мае, то уже в июле им обязательно нужно заключить новый договор с постоянным поставщиком.

смена поставщика газа, поставщик газа, платежка за газ, тариф на газ Fullscreen
Поставщик газа должен письменно уведомить потребителя о расторжении договора за 30 дней до предполагаемой даты расторжения
Фото: Facebook

К слову, на сайте ГК "Нафтогаз" есть много информационных сообщений о том, потребители каких "газсбытов" перешли на обслуживание госкомпании. Проблема в том, что потребители той же "КиївГазЕнерджі" вряд ли начинают свой день, читая новости на сайте "Нафтогаза", а значит, совершенно не в курсе, что их поставщик больше не поставляет им газ.

"Поставщик последней надежды" должен уведомить потребителя об ограниченном сроке поставки природного газа, цене природного газа для потребителя и проинформировать потребителя о его праве и необходимости выбора другого поставщика путем размещения соответствующей информации на сайте "поставщика последней надежды". Для бытовых потребителей такая информация дополнительно размещается в платежных документах за потребленный газ", — подчеркнула Ирина Подрез-Ряполова.

Как перенаправить ошибочный платеж за газ новому поставщику

Итак, с мая клиентов многих украинских "газсбытов" обслуживает поставщик последней надежды ГК "Нафтогаз". В частности, речь идет о клиентах таких компаний как "Лубнигаз-Трейдинг", "Газ Ресурс Компани", "Уманьгаз Збут", "Твій Газзбут", "Одесагаз-Постачання" и другие.

Важно
Хватит ли Украине газа: зачем "Нафтогазу" сейчас реструктуризировать долги

Дмитрий Касьяненко говорит, что теоретически поставщик газа должен письменно уведомить потребителя о расторжении договора за 30 дней до предполагаемой даты расторжения. То есть, если вернуться к истории Виктории Светловой, которая получила от "Нафтогаза" платежку с указанием в ней майского долга, то, получается, что вина за этот долг лежит на старом поставщике – в этом случае речь о "КиївГазЕнерджі".

"Но в условиях войны и того, что поставщики, возможно, не ожидали, что Кабмин примет решение о необходимости применения процедуры "поставщика последней надежды" с 1 мая 2022, все потребители узнали об этом, получив платежки", — говорит Дмитрий Касьянов.

поставщик газа, смена поставщика газа, тариф на газ, сколько платить за газ Fullscreen
Если произошла смена поставщика газа. Чтобы вернуть платеж за газ, отправленный старому поставщику, нужно написать заявление в компанию, которая ранее предоставляла потребителю услуги и на счет которой ушел платеж
Фото: Pexels

То есть, потребители оплатили в июне платежку за май по реквизитам старого поставщика, не будучи проинформированными о смене поставщика. Что дальше? В ГК "Нафтогаз" говорят, чтобы клиенты обращались к предыдущим поставщикам. Юристы соглашаются — говорят, что стоит, в первую очередь, пытаться урегулировать возврат уплаченной старому поставщику суммы во внесудебном порядке.

Это означает, что первоочередным для потребителя становится обращение в прежнюю компанию с заявлением.

"Вернуть деньги возможно путем направления соответствующего заявления, имеющего произвольную форму (потому что не существует утвержденной формы). Главным при обращении к предыдущему поставщику с заявлением о возврате средств является указание основных данных потребителя с добавлением соответствующих документов, подтверждающих осуществление оплаты и идентифицирующих личность потребителя и его счета", — объяснила Марина Семенова, адвокат Адвокатского Бюро "ЮФ "Семенова и Партнеры".

Важно
Газ без России. Как Украине обеспечивать тепло в домах без российского газа

Дмитрий Касьяненко также уверен, что необходимо сообщить прежнему поставщику об ошибочном платеже и запросить возврат уплаченных средств.

"Если денежные средства были уплачены на счет поставщика по ошибке, потребитель может обратиться к своему предыдущему поставщику с письменным заявлением на возврат ошибочно уплаченных средств. Заявление можно написать в произвольной форме, но в нем обязательно должны быть указаны ФИО, место жительства гражданина, суть заявления, дата и подпись. К заявлению также необходимо добавить копию паспорта, идентификационного кода, квитанции об ошибочной оплате, а также банковскую справку с реквизитами карточного счета, на который необходимо осуществить возврат ошибочного платежа", — отмечает Дмитрий Касьяненко. И добавляет: в случае подачи потребителем заявления о возврате ошибочно уплаченных средств со всеми необходимыми документами поставщик обязан вернуть такие средства на счет потребителя в течение пяти рабочих дней после получения такого требования.