Полеты возобновятся: что нужно для открытия аэропортов и авиарейсов в Украине
Война разрушает авиационную инфраструктуру и ставит украинские авиакомпании на грань выживания. Каковы перспективы для восстановления украинской гражданской авиации.
Если воспользоваться сервисом, который позволяет отслеживать онлайн полеты самолетов, можно увидеть, как авиация обходит стороной украинское воздушное пространство (см. скриншот). Ведь после вторжения России с 24 февраля 2022 года авиасообщение Украины с миром стоит на паузе. Работает только военная авиация.
В обзоре Фокуса "Открыть небо. Как и когда авиакомпании снова полетят из украинских аэропортов" опрошенные эксперты сделали предположение, что полеты в Украину гражданской авиации восстановятся в течение 6-12 месяцев. Однако, для этого сначала необходимо получить разрешение от соответствующих инстанций.
Андрей Гук, эксперт по авиационному праву, партнер юридической фирмы "Анте", в числе органов, которые работают во взаимодействии по вопросам использования воздушного пространства, называет СНБО, президента, правительство, Украэрорух, Госавиаслужбу и Генштаб ВСУ.
Однако, по мнению Кирилла Новикова, основателя проекта SkyDoctor, участника Львовского оборонного кластера, единственная организация, которая фактически может дать разрешение на открытие воздушного пространства — ВСУ, а точнее, успешные действия украинской армии по деоккупации Украины. Эксперт подчеркивает, что без четких гарантий со стороны сил ПРО Европы и ПВО Украины думать о возобновлении полетов было бы преждевременно.
Однако, в Мининфраструктуры рассматривают возможность открытия воздушного коридора в случае предоставления гарантий безопасности от международных партнеров, в частности — ООН. Аналогичным образом действует так называемый зерновой коридор, по которому осуществляется безопасный экспорт украинского зерна морскими судами. В качестве первого аэропорта, откуда начнут выполняться авиарейсы, в Мининфраструктуры рассматривают Львовский аэропорт. Для уточнения подробностей Фокус направил запрос в Министерство инфраструктуры Украины, но по состоянию на 6 октября ответы не поступили.
Впрочем, даже при условии открытия неба возобновление полетов гражданской авиации не произойдет одномоментно. По словам Андрея Гука для этого будет необходимо предпринять следующие шаги:
- проинспектировать состояние аэродромов, взлетных полос и терминалов
- восстановить необходимый персонал
- пройти сертификационные процедуры
В свою очередь авиаперевозчикам предстоит:
- вернуть к работе персонал и воздушные суда
- договориться с лизингодателями и страховыми компаниями
"Восстановление украинской авиации станет настоящим чудом и прецедентом, который будут изучать. Но, зная, какие люди работают в этой области, я убежден, что восстановление будет", — выражает надежду Андрей Гук. Вместе с тем эксперт предупреждает, что восстановление пассажирских авиаперевозок в Украине может быть медленным, тяжелым, потребует много ресурсов и поддержки со стороны государства.
В свою очередь Кирилл Новиков выражает надежду, что при наличии гарантий безопасности украинская гражданская авиация уже через полгода сможет вернуться к показателям середины 2021 года. В подтверждение этому эксперт приводит аргумент, что после приостановки полетов из-за пандемии Covid19 Украина возобновила полеты едва ли не лучшими темпами в Европе.
Тем временем украинские авиакомпании мечтают о небе над Украиной. "Мы готовы вернуться, как только это будет возможно. Команда, самолеты – все готово. Мы стремимся, как можно скорее, снова летать в украинском небе", — заверили Фокус в компании SkyUp.
Ранее Фокус сообщал, что пассажирский авиалайнер Wizz Air 13 сентября 2022 года эвакуировали из аэропорта Львова.
Также Фокус объяснял, почему в Украине действует запрет на полеты квадрокоптеров.