Страйк на границе: согласится ли Украина с требованиями польских перевозчиков

Страйк, забастовка. польские перевозчики
Фото: Западное управления Госпогранслужбы | Польские перевозчики продолжают бастовать на границе с Украиной

По словам главы Агентства восстановления Мустафы Найема, протестующие хотят добиться возврата разрешительного режима для украинских перевозчиков и сократить количество разрешений на довоенный уровень, но для Украины такие условия неприемлемы.

Related video

Украина не планирует обсуждать главные требования польских перевозчиков, которые уже второй день блокируют три пункта пропуска на границе. Об этом написал в своем Telegram-канале глава Агентства восстановления Мустафа Найем.

"Украина не намерена даже обсуждать возвращение в разрешительную систему. Соглашение о либерализации грузовых перевозок было ратифицировано и согласовано всеми членами ЕС, подписано между Европейским Союзом и Украиной, а не какой-либо отдельной страной", — сказано в его сообщении.

Важно
"Вредит всем": Украина инициировала встречу с Польшей и ЕС относительно угрозы перекрытия границы

По его словам, до июня 2022 года все перевозчики, которые выезжали на территорию стран Европейского Союза, должны были пользоваться разрешением на пересечение государственной границы с соответствующими странами Европы.

А с 2016 года, когда начало действовать Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, Евросоюз стал основным торговым партнером Украины с удельным весом товарооборота 40,8% от общего объема внешней торговли. Увеличить сотрудничество было невозможно, поскольку не хватало разрешений на международные перевозки, в первую очередь, со странами, с которыми у Украины есть границы:

  • с Польшей;
  • с Румынией;
  • с Венгрией;
  • с Словакией;
  • с Молдовой.

По словам Найема, из-за этой ситуации каждой осенью фрахт дорожал, а украинским и иностранным товаропроизводителям было фактически невозможно вывезти свою продукцию.

"Так, только в 2021 году из-за кризиса с польскими разрешениями мы потеряли до 500 миллионов евро только потому, что разрешения элементарно закончились, а новые польская сторона выдавать не захотела. Если помните, то рынок тогда просто остановился", — добавил Мустафа Найем.

По его информации, у 2016 году Украина пользовалась квотой на 200 тысяч польских разрешений, а вот в 2021 году их количество снизилось до 120 тысяч. Хотя общий товарооборот со странами Евросоюза подрос на 45%. При этом Польша пять лет подряд увеличивала соответствующие квоты для перевозчиков из России и Беларуси.

Но, как отметил Мустафа Найем, согласно статьи 136 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, стороны не вводят условий взаимного доступа на рынок, которые являются более ограничительными по сравнению с ситуацией, сложившейся на дату, предшествующую дате вступления Соглашения в силу.

"То есть польская сторона прямо нарушала наши права, поскольку создавала условия, которые были хуже, чем на момент вступления в силу Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС", — подчеркнул глава Агентства восстановления.

Важно
"Из-за конфликта между странами": в Польшу не впустили украинских депутатов

При этом Украина еще до полномасштабной войны просила Еврокомиссию разобраться с вышеописанной проблемой.

"Есть надежда, что мы больше никогда не столкнемся с этой позорной и дискриминационной практикой, которая ограничивала нас в торговле с ЕС до войны, и которая может бить по нашей экономике сейчас, когда автомобильный транспорт – главная артерия нашего экспорта" — написал Мустафа Найем.

Напомним, 30 октября ассоциация Укравтопрома сообщила, что с ноября польские перевозчики планируют начать забастовку на украинской границе.

Тогда перевозчики обещали, что перекроют все пункты пропуска с украинской стороной из-за возникшей конкуренции после либерализации международных перевозок между Украиной и ЕС.

Акция началась 6 ноября, когда польские перевозчики заблокировали движение грузовиков через польско-украинскую границу. Пресс-служба Западного управления Госпогранслужбы в тот же день сообщила, что организаторы протеста предупредили, что будут пропускать только по одному грузовому автомобилю в час.