Сюжет дня. Последний полет Атлантис: праздник со многими неизвестными
Тридцатилетняя эра шаттлов закончилась. Сегодня, 21 июля, последний из них – Атлантис – приземлился на космодроме на мысе Канаверал. На завтра в США назначены празднования, но торжества омрачает неопределенность по поводу будущих космических программ NASA
Исторический полет завершен. Последний в истории шаттл "Атлантис" 21 июля благополучно вернулся на Землю. Тем самым завершилась программа Space Shuttle, просуществовавшая 30 лет.
Глава NASA Чарльз Болден пообещал астронавтам – командиру Крису Фергюсону, Дагу Херли, Сэнди Магнусу и Рексу Уолхейму, что они навсегда войдут в историю как "последняя четверка". Торжественная церемония встречи героев и масштабные празднования состоятся 22 июля в Хьюстоне, во второй половине дня.
Космические челноки в основном станут музейными экспонатами. Никогда не летавший Энтерпрайз будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке. В Смитсоновском институте Вашингтона будет стоять шаттл Дискавери. Индевор станет на вечную стоянку в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. Последний шаттл - Атлантис - будет выставлен в космическом центре имени Кеннеди во Флориде.
Персонал, занимавшийся техническим обеспечением полетов, дорабатывает последние дни. 9 тыс. инженеров, техников, специалистов по программному обеспечению, офисный персонал и другие работники или уже уволены, или покинут рабочие места до конца недели.
"Теперь, когда Антлантис отправили на пенсию вместе с Дискавери и Индевором, будущее программ NASA под вопросом. Специалисты агентства утверждают, что по-прежнему держат в поле зрения космические станции, но у них уже нет кораблей, которые могли бы доставить туда кого-либо, - пишет Los Angeles Times. - Теперь NASA может рассчитывать только на российские Союзы, а в более отдаленном будущем - на частные космические аппараты. Планы заменить шаттлы новыми ракетами, способными доставить астронавтов на Луну, астероиды и Марс, столкнулись с бюджетными трудностями и проблемами с проектированием. Частные компании-производители космической техники делают успехи, но и они не могут похвастаться стабильным финансированием, и вряд ли смогут вывести астронавтов на орбиту до 2015 года".
Издание напоминает, что подобный кризис жанра NASA уже переживало в 70-х годах после того, как была прервана программа "Аполлон". 6 лет назад, когда было объявлено о предстоящем конце эры шаттлов, многие надеялись, что агентство быстро переориентируется на другую масштабную программу и избежит вынужденного простоя. Но этого не произошло.
От российских Союзов американцы не в восторге. "Хорошая новость – есть российские корабли Союз, чтобы заполнить освободившуюся нишу. Плохая новость - опять же в том, что есть множество российских кораблей Союз. Если шаттлы можно сравнить с перелетом бизнес-класса, старые Аполлоны – с эконом-классом, то использование Союзов – это как путешествовать через всю страну на шасси самолета, пусть даже это абсолютно безопасно - по крайней мере в последнее время", - пишет The Time.
"Сейчас NASA строит космический корабль "Орион" - своего рода увеличенный "Аполлон", предназначенный, главным образом, для исследования глубокого космоса. Частные компании, такие как SpaceX, делают ставку на полеты на низкой околоземной орбите. Если эти корабли появятся не только на конвейере, но и космодроме, космические запуски снова могут стать – и станут - обычным явлением. Но до тех пор это будут не полеты, а скачка по ухабам", - отмечает издание.
У экспертов отрасли, опрошенных агентством Maven, нет единого мнения по поводу того, правильно ли было свернуть программу полетов челноков. Сторонники и противники разделились ровно поровну. Но в важности дальнейших космических исследований для будущего человечества никто из них не сомневается. В основном представители отрасли считают, что программы будут воплощаться в жизнь совместными усилиями как NASA, так и частных компаний.
Примечательно, что ведущую роль в дальнейшем осваивании космоса эксперты отводят не США, а Китаю. Так, 50% уверены, что следующую высадку на Луну совершит именно китайский космонавт. 6% видят в этой роли индийского астронавта, еще столько же – европейца. 38% убеждены, что второй полет на Луну предстоит совершить некой сборной мира.