Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса

Стильная революция. Как в Украине формируется собственная уличная мода

Стильная революция. Как в Украине формируется собственная уличная мода

Ещё недавно Украина считалась кладбищем модных тенденций. Нынешняя популярность вышиванок и одежды с элементами национального костюма принципиально меняет дело

500

Вы можете встретить их повсюду — в центре и на окраине, в очереди на маршрутку и на гламурной вечеринке, в мегаполисах и городках. Одни предпочитают дорогой полированный лён с вышивкой ручной работы. Другие — хлопчатобумажные рубашки среднего качества с машинной гладью. Объединяет этих людей то, что все они поддерживают первый родившийся в нашей стране модный тренд — носят вышиванки в повседневной жизни.

Переломный момент

Ещё недавно Украина считалась кладбищем модных тенденций. Западные fashion-критики шутили, что отжившие своё мировые тренды приходят сюда умирать, как львы в тёмную пещеру. Отставание казалось непоправимым, а подражание европейскому мейнстриму десяти-, а то и двадцатилетней давности — неизбежным. О формировании украинских тенденций, а тем более об их распространении в других странах речи не было. Короткий всплеск интереса к fashion-образу Юлии Тимошенко оказался исключением. Да и сама экс-премьер в костюмах и пальто Louis Vuitton тезиса о подражании Европе не опровергала.

Популярность вышиванок, которые за полгода из сувенирно-архаичного элемента национального костюма превратились в современный предмет гардероба, принципиально меняет дело.

Во-первых, это первый массовый тренд, развивающийся внутри страны во всех ценовых категориях. Если прежде такие рубашки продавали в основном в местах скопления зарубежных туристов, сейчас ими успешно торгуют всюду, от фешенебельных торговых центров до вещевых рынков.

Во-вторых, спрос на вышиванки растёт в Западной Европе и США — именно в тех странах, от которых мы так долго и безнадёжно отставали во всём, что касается моды. Социально активные американцы и европейцы приобрели вышиванки в знак солидарности. Однако case to wear (диапазон уместности) такой одежды давно не ограничивается митингами и маршами, так что речь идёт уже не просто о политической символике, а о повседневной моде.

В-третьих, вышиванки — не просто тенденция, а первый явный признак формирования украинской street fashion, в возможность которой ещё в прошлом году верили только неисправимые оптимисты.

Что такое "уличная мода"

Одежда с элементами украинского национального костюма стала привычной на улицах мегаполиса

Понятие street fashion появилось в Европе на закате эры гламура. По словам владелицы легендарного прогнозного агентства Trend Union Ли Эделькорт, в какой-то момент европейцы поняли, что, приобретая  дорогие брендовые вещи, они спонсируют гигантскую PR-машину, которая им самим не приносит пользы, — оплачивают светские выходы Кейт Мосс, завышенные гонорары раскрученных "глянцевых" фотографов, проведение раутов и приёмов.

Альтернативой был ширпотреб — дешёвые вещи, без изысков, часто не самого высокого качества. "Между этими двумя крайностями — вакуум, который следует чем-то заполнить", — отметила Эделькорт в одном из выступлений.

Западные производители одежды и аксессуаров отреагировали на запрос потребителей, и на рынке возникла новая ниша — мода для тех, кто равнодушен к статусным брендам, не ищет гламурного блеска, не желает подражать знаменитостям, но при этом готов инвестировать в собственный внешний вид. Собственно, это и есть street fashion. Главными фишками стали дизайнерские эксперименты, мелкосерийное производство при невысокой цене и удобство.

В уличной моде смешались все стили и направления — от smart casual ("сдержанный" повседневный дизайн, пригодный для офиса) до затейливого авангарда. Одно из преимуществ street fashion — отсутствие жёстких правил и возможность сочетать несочетаемые на первый взгляд вещи, формируя собственный неповторимый стиль.

"Развитие этого направления — один из результатов перелома сознания, считает заместитель директора образовательного центра Neo Art Марина Плай. — Люди перестали стесняться собственной необычности. В новых фильмах и книгах полно персонажей со странностями, массовая культура поощряет человека быть не таким как все. Теперь модно самовыражаться всегда и во всём". Марина согласна с мнением английского историка моды Вирджинии Венкрофт, утверждающей, что street fashion возникла, когда одежду и аксессуары стали воспринимать как средство самовыражения. Правда, произошло это не вдруг и не всюду.

Англичане "проснулись" первыми — в Лондоне магазины, ориентированные на "уличную моду", появились более пятнадцати лет назад. За жителями Туманного Альбиона последовали французы и австрийцы. К середине 2000-х это веяние распространилось по всей Западной Европе и перекинулось на американский континент. В США street style быстро прижился на Восточном побережье, изменив манеру одеваться жителей  Нью-Йорка и Бостона, но долго и мучительно пробивался на Западном. К примеру, в Лос-Анджелесе он до сих пор выражен слабо.

Первые ласточки

"Уличная мода" никогда не является бездумным повторением раскрученных элементов", — подчёркивает организатор одного из fashion-проектов развития молодых дизайнеров Анна Яблонская.

Вышиванка, ставшая символом украинской самоидентификации для наших соотечественников или солидарности для иностранцев, идеально вписывается в это понятие.

В последние месяцы было несколько всплесков интереса к политически значимым принтам (красный трезубец на чёрном фоне, лозунговые надписи и т. д.), но все они быстро вышли из моды. До Майдана одним из немногих образцов street fashion, прижившихся в нашей стране, была однотонная футболка с принтованной надписью think ("думать") или с короткой фразой, начинающейся с этого слова.

Анна продвигает в Украине одежду, обувь и аксессуары для ценителей "уличной моды". Она давно заметила, что её клиентам нравятся вещи, в дизайне которых просматривается интеллектуальная работа создателей.

"Подчёркнутая эротичность, царившая во времена сексуальной революции, теперь моветон, — смело утверждает Анна Яблонская. — Мир меняется, появилось понятие "сапиосексуал" (человек, которого возбуждает ум партнёра. — Фокус), теперь создаётся культ интеллекта, и изменение моды в одежде не более чем логическое продолжение этого тренда. Ещё одна тенденция — современные люди стремятся ко всему естественному, натуральному, одежда — не исключение. В моде простые и удобные вещи — растянутая одежда, кроссовки, подвёрнутые штаны, оверсайз (фасон одежды, которая по замыслу дизайнера должна выглядеть так, будто она слегка великовата. — Фокус). Причём естественность сочетается с новыми технологиями: как-то на Ukrainian fashion days я видела нескольких человек в кольцах, сделанных с помощью 3D-принтера".

Общий фон

Дизайнер Елена Буренина (в центре) считает, что украинцы все еще на далеких подступах к революции в моде

Оптимисты вроде Анны Яблонской верят в то, что в нашей стране происходит модная революция. Однако многие модельеры, давно работающие на здешнем рынке, настроены скептически. К примеру, дизайнер Елена Буренина отмечает, что принципы подбора одежды и обуви, которыми пользуются в Украине, в основном не имеют ничего общего с понятием fashion.

"Вещи здесь служат для того, чтобы прикрывать наготу летом и не мёрзнуть зимой, — говорит Буренина. — Поглядите на эти невыразительные чёрные и серые пуховики — они выполняют сугубо утилитарные, а не эстетические функции. Чёрный и серый в нашей стране вообще доминирующие цвета, их носят для того, чтобы не выделяться".

Однотипная неприметная одежда — признак апатии. Кроме того, в этом прослеживается страх — боязнь общественного осуждения. "Человек, позволяющий себе явно отличаться от окружающих, становится центром внимания. Причём, как правило, это внимание со знаком минус", — говорит дизайнер.

Первые образцы street fashion в Украину привезли любители зарубежного шопинга, которые часто делают покупки в европейской демократичной рознице. Со временем в стране появились нишевые торговые точки, работающие с такой одеждой и аксессуарами, но их единицы. К тому же они устанавливают цены выше среднего уровня. С недавних пор необычные предметы гардероба продают через социальные сети — цены у таких торговцев ниже, чем в нишевых магазинах, но и объёмы меньше.

"Находятся люди, в основном молодые женщины, стремящиеся к самовыражению, чудесным образом отыскивающие одежду, которой нет, — говорит Марина Плай.— Что-то заказывают в интернете, что-то шьют, что-то извлекают из бабушкиных шкафов и меняют до неузнаваемости".  

Будем искать       

Учительница Анна Ляшова придумывает стильные фасоны   

Стройная тридцатилетняя брюнетка в ажурной многоярусной бордовой юбке, вязанной крючком, в декоративном шарфике той же фактуры и цвета и оригинальной блузке из светлого льна последовательно обходит столичные магазины ткани и фурнитуры в поисках материала для нового наряда.

Девушку зовут Анна Ляшова, она не дизайнер и не закупщик модного ателье, а школьная учительница, потерявшая надежду купить что-нибудь подходящее в магазине готовой одежды. Её гардероб состоит в основном из платьев, юбок, блуз и костюмов, сшитых или связанных на заказ. Учительская зарплата позволяет приобретать вещи по 300–500 грн. Уложиться в такой бюджет при индивидуальном пошиве нелегко — нужно неделями охотиться на дешёвую, но качественную ткань, договариваться с портнихами, живущими не в столице, и около месяца ждать выполнения заказа.

Не то чтобы модница располагала бездной свободного времени или принципиально носила только made to measure — ей просто категорически не нравятся предложения украинской массовой розницы в этой ценовой категории, и не ей одной.

Вкусы соотечественников меняются, но торговцы пока ориентируются на запрос большинства, поэтому полки магазинов одежды всё ещё заполнены безликим однообразным ширпотребом. Впрочем, вкус, как и спрос, формируется постепенно, значит, перемены — дело времени. История вышиванок — тому пример.   

Фото: Дарья Решетняк, Александр Чекменев, Ярослав Дебелый, из личных архивов

5
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.