Любовь с препятствиями. Книги, которые стоит прочесть в марте

Доминиканская история о задроте и диктаторе, британский кунштюк о любви и спецслужбах, американское предсказание о торжестве цукербрина, русская фантазия о Турбиной и Евтушенко, украинские байки обо всем на свете - в книжном обзоре Фокуса

Джуно Диас в "Короткой фантастической жизни Оскара Вау" прослеживает связь между злым роком, террором и национальным проклятием. Иэн Макьюэн в "Сластене" устраивает героям любовный поединок, в котором выиграть или проиграть могут только обе стороны одновременно. Дэйв Эггерс в "Сфере" предупреждает человечество об опасности тотального контроля за личным пространством. Мария Рыбакова в "Черновике человека" ищет причины трагедии поэта-вундеркинда, ставшего жертвой эфемерной славы и людского равнодушия. Марианна Гончарова в "Персеидах" рассказывает занятные истории, сидя на крыше под метеоритным дождем.

Джуно Диас "Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау"

Fullscreen

"Фантом Пресс", 2014

Кто: 46-летний американский прозаик доминиканского происхождения, журналист, редактор, преподаватель литературного мастерства, автор пока единственного, но на редкость удачного романа.

Что: книга 2007 года, принесшая писателю Пулитцеровскую премию 2008-го. Написана на причудливой смеси литературного английского, просторечного испанского и уличного сленга латиноамериканских эмигрантов.

О чем: масштабная сага с несколькими временными пластами, сюжетными линиями и ключевыми персонажами. Главный герой — юный толстяк, любитель комиксов и фантастики, социопат, девственник, жертва несчастной любви к стареющей проститутке. По словам автора, как раз тот субъект, в которого превратился бы сам Джуно Диас, если бы ему не повезло так же, как Оскару Вау. Среди персонажей, высвечиваемых экскурсами в недавнюю историю, особое место отведено Рафаэлю Леонидасу Трухильо Молине, одному из самых омерзительных диктаторов ХХ века.

Как: успеху романа способствовали неординарная структура, авторское отношение к читателю как к доброму другу, дерзкие эксперименты со смешением стилей и языков. А еще — этнографическая мистика. Все ужасы правления Молино, все несчастья, которые валятся на головы антильских родов и народов, не объяснить без учета фуку, древнего проклятия, влияющего на жизни доминиканцев так же сильно, как прихоти олимпийских богов на судьбы древних эллинов. Впрочем, почему только доминиканцев? Диас объясняет, что сила действия фуку может распространяться на весь мир. И делает это так убедительно, что поверить в антильского демона запросто может не только латиноамериканец, но и англосакс, и эллин, и иудей.

Иэн Макьюэн "Сластена"

Fullscreen

"Эксмо", 2014

Кто: один из ведущих писателей Великобритании, букеровский лауреат 1998 года, автор тринадцати романов, пять из которых экранизированы. Самая известная из кинопостановок — "Искупление" Джо Райта (2007).

Что: книга 2012 года, посвященная периоду холодной войны начала 1970-х.

О чем: молодая и красивая сотрудница одного из подразделений британской контрразведки становится куратором необычного проекта, призванного спонсировать талантливых писателей, дабы они сочиняли книги необходимой политической направленности. Проблема в том, что ее подопечный — тоже молодой и красивый, да еще и очень умный. Насколько умный, станет ясно только в самом финале.

Как: "Сластена" — книга-обманка, типичный макьюэновский перевертыш. Ее последние страницы полностью меняют картину происходящего, приблизительно так же, как в упомянутом "Искуплении". Меняют они и жанр: головоломный сюжетный кульбит превращает шпионский роман в мелодраму с элементами детектива.

Дэйв Эггерс "Сфера"

Fullscreen

"Фантом Пресс", 2014

Кто: американский писатель среднего поколения, считается продолжателем традиций Сэлинджера.

Что: не самый лучший роман Эггерса, тем не менее имеющий все шансы стать наиболее знаковым.

О чем: грандиозная IT-корпорация намерена интегрировать социальные сети, базы данных, аккаунты в интернет-магазинах, камеры наблюдения и все прочие сетевые ресурсы в единую систему. Оказывается, у невиданных прежде удобств есть оборотная сторона: по существу каждый индивидуум попадает под тотальное наблюдение и лишается приватного пространства. Нечто подобное было у Бена Элтона в "Слепой вере" и Виктора Пелевина в "Легенде о трех цукербринах". И, само собой, у Оруэлла в "1984".

Как: книга очень нужная, своевременная, актуальная, но несколько поверхностная и прямолинейная. Проницательному читателю не составит труда разгадать главные сюжетные загадки Эггерса к середине романа. "Сфера" — тот случай, когда замысел оказался заметно сильнее воплощения.

Мария Рыбакова "Черновик человека"

Fullscreen

"Эксмо", 2014

Кто: русский прозаик, внучка писателя Анатолия Рыбакова ("Кортик", "Бронзовая птица", "Тяжелый песок"). Автор нашумевшего романа в стихах "Гнедич". Доктор философии, живет в Калифорнии.

Что: бывает альтернативная история, а это альтернативная биография. Сочинение на тему: "Что было бы, если бы Ника Турбина не покончила с собой, а эмигрировала вместе с мамой в США".

О чем: конечно, бывший знаменитый юный поэт Светлана Лукина это не совсем поэт-вундеркинд Ника Турбина, но общих черт множество. Безусловно, бывший литературный промоутер Лукиной, знаменитый пожилой поэт Георгий Левченко, это не совсем Евгений Евтушенко, но прототип узнается с первых же фраз.

Как: "Черновик человека" – книга о том, к каким печальным последствиям приводят несоразмерный дар, ранняя слава и равнодушие изменчивого мира. На вопрос о том, кто виноват в трагедии Светы Лукиной (читай — Ники Турбиной), Рыбакова дает вполне однозначный ответ. Возможно, даже слишком однозначный.

Марианна Гончарова "Персеиды"

Fullscreen

"Азбука", 2014

Кто: русскоязычная писательница из Черновцов, лауреат "Русской премии" 2012 года за повесть "Дракон из Перкалаба".

Что: пятнадцатая книга малой прозы Гончаровой, вышедшая за последние пять лет.

О чем: о том, как в теплом месяце августе во время традиционного метеоритного дождя автор сидит на крыше дома своего и загадывает желания для тех родных, друзей, приятелей, читателей, собак и кошек, которые по каким-либо причинам не удосужились сделать это сами.

Как: в книгах Гончаровой нет ни сюжетов, ни идей, ни завязок, ни кульминаций, ни развития характеров, ни напряженной интриги. "Персеиды" — это очередная подборка невыдуманных, ну разве что слегка приукрашенных житейских историй, рассказанных с любовью к миру и с мягким незлым юмором. Обычно такие тексты относят к категории "ироническая проза". Есть причины предположить, что читателей женского пола у Гончаровой в разы больше, чем мужского.