Стрессы в раннем детстве влияют на работу генов, - ученые

Немецкие ученые выяснили, что травмы и стрессы на ранних этапах жизни мышей навсегда изменяют работу генов в их организме, что негативно сказывается на их поведении, и полагают, что это же справедливо и в отношении людей

Related video

Авторы исследования под руководством Кристофера Мергатройда из Психиатрического института имени Макса Планка в Мюнхене показали на молекулярном уровне воздействие стресса на организм, которое в течение долгого времени может влиять на поведение.

Как сообщает РИА Новости, в своем эксперименте ученые помещали новорожденных мышей в стрессовые состояния, разлучая с матерью на 3 часа на протяжении первых 10 дней жизни. "Это очень мягкое стрессовое воздействие, по сравнению с нормальными мышами подопытные животные даже не испытывали недостатка в пище", - прокомментировал эксперимент его автор.

Как оказалось, даже такого воздействия оказалось достаточно, чтобы мыши даже на второй год своей жизни продолжали гораздо сильнее реагировать на стрессовые ситуации по сравнению с нормальными сверстниками. Кроме того, эти мыши показали сниженные способности к запоминанию.

Такие изменения в поведении мышей, как считают ученые, были вызваны изменениями в их ДНК, произошедшими в раннем возрасте в результате воздействия больших количеств стрессовых гормонов. Это воздействие приводит к небольшому изменению ДНК в области гена, кодирующего определенный стрессовый гормон вазопрессин, что в результате снимает естественное ограничение на выработку этого гормона организмом в дальнейшей жизни.

Даже по прошествии значительного времени после стресса в младенческом возрасте мышей этот ген вырабатывает гораздо больше гормона вазопрессина, чем в организме нормальных мышей. Именно он вызывает проблемы в поведении мышей и ухудшение их памяти. Ученые доказали это, давая мышам специальный терапевтический препарат, блокирующий действие гормона. Как следует из результатов работы ученых - это помогло животным восстановить нормальное поведение и работу памяти.

Ученые полагают, что аналогичные душевные травмы, перенесенные человеческими детьми в раннем возрасте, могут сказываться на их подверженности.