Четырехколесный секонд-хенд. Как рынок подержанных автомобилей выведут из тени

Фото: renault.ru
Фото: renault.ru

Продажа подержанных машин через автосалоны может приносить в госбюджет до 1 млрд грн ежегодно. Выгода для государства очевидна. Фокус разбирался, чем полезна данная инициатива для автомобилистов

Верховная Рада 12 апреля приняла Закон №3046-д "О внесении изменений в статью 189 Налогового кодекса относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении товаров". Этой поправкой депутаты упрощают продажу подержанных автомобилей через автосалоны. Раньше салонам это было невыгодно из-за требования платить НДС с цены продажи.

"Это законопроект о трейд-ин, его философия такова — сегодня, если дилер — плательщик НДС берет машину у неплательщика-физлица и потом снова продает ее неплательщику, то государство требует доказать однородность: машина должна быть одного года выпуска и одной модели, и ты должен заплатить НДС со всей суммы. То есть государство один раз уже НДС получило, когда человек покупал машину, и претендует получить повторно. Законопроектом предлагается взимать НДС только с маржи", — пояснил в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" один из авторов законопроекта Роберт Горват.

Председатель парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина уточнила, что доработанным вариантом законопроекта предполагается, что согласно внесенным технико-юридическим правкам норма касается не только договоров комиссии, но и других правовых договоров.

Авторы законопроекта надеются, что закон выведет рынок подержанных автомобилей из тени, поддержит автомобильный бизнес и ежегодно будет приносить в бюджет до 1 млрд грн. Дилеры закон поддерживают, считая, что украинцы от него ничего не потеряют.

генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД)


— Закон №3046-д очень хороший. Раньше машины не хотели брать на реализацию, потому что было невыгодно. Допустим, продавец планировал получить $10 тыс. за машину. Автосалон был обязан заплатить НДС — $2 тыс., еще он хочет что-то заработать, значит, ему нужно продавать машину как минимум за $13 тыс. Кто ее купит за такие деньги? Сейчас машину сдают за $10 тыс., автосалон с удовольствием продаст ее за $11 тыс., заработает $1 тыс. и со своего заработка, а не с полной стоимости автомобиля заплатит НДС. Всем хорошо: бюджет получает деньги, салон — прибыль, продавец — возможность подождать реального покупателя, продать машину за свою цену. А на автобазаре вам руки выкрутят: вот сказал перекупщик, что возьмет только за $7 тыс., и все.

Сделки через автосалон более безопасны. Они прозрачны, автомобили проверят по базам угона, отягощений движимого имущества и так далее, автосалон проводит предпродажную подготовку, он не заинтересован впихнуть вам какое-то дерьмо. Например, у него будет стоять на реализации сто машин от разных владельцев. Покупатель подойдет к мастеру на СТО, попросит посоветовать ему машину. Тому все равно, чей автомобиль продать — Иванова или Петрова, он посоветует лучшую. А перекупщик на базаре заинтересован всучить вам кота в мешке.

При этом даже после принятия закона люди и дальше могут сами продавать автомобили через интернет либо отгонять их перекупщикам на базаре. Они лишь получили дополнительную возможность продать или купить машину через автосалон.

руководитель компании "РІК-АВТО"


— Не стоит думать, что на рынке все плохо, есть добросовестные перекупщики и продавцы, просто у салонов юридическая ответственность выше. Наша функция чем-то похожа на функцию брокеров при продаже квартиры. Мы сводим покупателя и продавца, подсказываем продавцу адекватную цену, плюс минимизируем риск каких-то юридических недоразумений: проверяем техническое состояние машины по vin-коду, пробиваем ее по базам, убеждаемся, что она не в залоге, потом люди рассчитываются в салоне. Например, в последнее время многие боятся связываться с машинами с донецкими номерами, при покупке через салон покупатели получают гарантию безопасности.

В принципе, человек может сам продать свою машину через объявление, но тогда ему нужно будет готовиться к тому, что его замучают звонками. А так салон все это берет на себя за комиссию. У тех, кто стремится зарабатывать за счет объема продаж, она очень невелика: от $100-200 за автомобили малого класса.