Мнение: Полный 3D
Трехмерные изображения и специальные очки для их просмотра уже вышли за пределы кинотеатров. Правда, смысла в большинстве таких аттракционов очень мало
Некоторые начинающие фотографы с творческими амбициями, но без чувства меры страдают особой болезнью. Заполучив в руки камеру, они снимают все подряд, а потом переводят снимки в черно-белый формат и добавляют им контрастности – чтобы фотографии выглядели более стильно. У начинающих артхаусных кинематографистов та же проблема с трясущейся камерой и приемом полиэкран – это когда большой экран разбивается на четыре картинки и в каждой разворачивается отдельное действие. В идеале картинки должны трястись в разном ритме, тогда зритель не заметит, что в фильме нет нормального сценария, а актеры не умеют играть. У режиссеров, снимающих мейнстрим, таким отвлекающим маневром постепенно становится технология 3D.
Впрочем, если бы технология 3D существовала только в кино и о ее пользе или вреде для искусства спорили бы исключительно специалисты, как они это делали с появлением в кинематографе сначала звука, а потом цвета, это было бы полбеды. Даже домашние кинотеатры 3D, ролики в YouTube в 3D, журнальные обложки, на которые нужно смотреть с помощью специальных очков, – все это логичное развитие новшества. Но ведь на этом шествие 3D по миру не заканчивается.
Недавно разговаривала с одним отечественным художником, который позвонил, чтобы поделиться радостью: он изобрел 3D-живопись. То есть если смотреть на картину просто так, то это традиционная двухмерная живопись, а если надеть специальные очки, то изображение становится объемным. Чтобы это выглядело весомее, художник подогнал под технологию немного философских банальностей про глубину искусства и даже нашел галерею, где выставил свое изобретение.
Какое‑то время я думала, что это шутка. Но потом попала на "Арт-Москву". Там другой, уже российский, художник тоже выставлял живопись 3D. Он, правда, не стал добавлять философии, а сделал упор на эпатажную тему порно в искусстве. Его картины – это просто изображения голых женских тел, весьма средние с точки зрения живописного мастерства, зато если надеть специальные очки, очень объемные. Подразумевалось, что зрителю захочется потрогать то, что он видит, но на самом деле от долгого созерцания этих работ начинали болеть глаза.
Не знаю, будут ли эти художники выяснять, кто из них первым придумал технологию, или, может, объявятся еще два-три живописца-новатора. Меня больше занимает другой вопрос: в какой неожиданной области в следующий раз всплывет 3D? Особенно учитывая, что уже существует даже водка 3D – ее рекламируют по телевизору. Очевидно, ее производители намекают, что после третьей бутылки окружающая реальность превращается в 3D-кино даже без специальных очков. Ну, или очки прилагаются в качестве подарка.
И возвращаясь к 3D в кино. Недавно стало известно, что создатели фильма "Гарри Поттер. Дары смерти" решили показать первую часть в 2D. В официальном сообщении студии этот неожиданный ход объясняется просто: не успели перегнать из одного формата в другой, а переносить запланированную на ноябрь премьеру не хотят, чтобы не разочаровывать фанатов. Так вот, пожалуй, это именно тот случай, когда техническая недоработка может превратиться в творческое новаторство.