В минувшем году отечественный интернет-рынок был признан одним из самых быстрорастущих в Европе. По темпам роста онлайн-аудитории страна более чем в три раза обогнала Россию. А до конца этого года, согласно данным компании InMind, количество украинских пользователей достигнет 20 млн.
Эти показатели должны заинтересовать украинских предпринимателей. В особенности малый и средний бизнес. В свое время западные компании успешно отреагировали на интернет-бум активным переводом торговли из офлайна в онлайн. Благодаря главному козырю сети, скорости передачи больших объемов информации, многие предприятия, начинавшие с офисов на кухне, выросли до лидеров рынка с многомиллионной капитализацией.
В метро Южной Кореи появились виртуальные витрины британской торговой сети Tesco, которые выглядят как реальные стеллажи в супермаркетах. Ожидая поезд, пассажиры могут приобретать товары с помощью своих смартфонов
Один из удачных примеров — компания Zagat, занимающаяся выпуском ресторанных и развлекательных гидов. Нина и Тим Загат создали предприятие еще в 1979 году. Для начала они всего лишь наладили рассылку информации о лучших ресторанах — отзывы, рекомендации, рейтинги — своим друзьям и знакомым по электронной почте. Позже Zagat полностью перешла в онлайн, создав мобильные приложения. И не прогадала. Сейчас сервис работает более чем в ста городах 13 стран мира. Гиды Zagat — фактически одна из первых форм пользовательского контента, появившаяся еще до того, как социальные сервисы стали массовыми. В 2011 году компанию приобрел Google за $151 млн.
Опыт зарубежных коллег также подсказывает: сеть может стать платформой заработка даже для тех, чей бизнес, казалось бы, не имеет ярко выраженной онлайн-направленности. Взять, например, интернет-магазин обуви Zappos. Это один из первых сервисов, который удачно освоил виртуальный мир в своем сегменте. Идея продавать обувь онлайн, в то время как покупатель привык все примерять перед покупкой, казалась для венчурных инвесторов бесперспективной. Но компании удалось найти тех, кто поверил в замысел и вложил деньги. Кроме того, у Zappos была своя фишка. Интернет-магазин сфокусировался на надежности, качестве и скорости доставки. Иллюзию "примерки" помогали создавать фотографии обуви — с восьми различных ракурсов. Сейчас Zappos — лидер среди интернет-торговцев обувью. Он ежегодно приносит около $1 млрд валовой прибыли.
Место для креатива есть даже в таких консервативных сферах бизнеса, как продуктовая розница. В метро Южной Кореи появились виртуальные витрины британской торговой сети Tesco, которые выглядят как реальные стеллажи в супермаркетах. Ожидая поезд, пассажиры могут приобретать товары с помощью своих смартфонов. Доставка покупок — в течение дня. Благодаря такому сервису Tesco значительно увеличила товарооборот, не строя новые магазины.
Фонд TA Venture внимательно следит за развитием электронной коммерции. По нашим наблюдениям, в этом году существенно выросли интернет-продажи одежды и обуви, а также игрушек и товаров для дома. Вероятно, мы скоро станем свидетелями появления новых крупных интернет-магазинов, работающих в этих направлениях, а уже существующие по примеру Аmazon.com станут площадками для размещения товаров коллег и конкурентов.
Офлайновые сети в этом году тоже наверняка нарастят продажи через интернет. Уже сейчас, по данным GfK Group, 8,5% украинских пользователей совершают покупки в интернете. И эта цифра будет расти, вынуждая ретейлеров усилить свое присутствие в сети. Одним из первопроходцев в этом направлении стал сервис zakaz.ua, который помогает приобретать продукты в столичных супермаркетах, не выходя из квартиры. Кроме интернет-торговли, быстрыми темпами развивается сектор онлайн-туризма, продажи авиа- и железнодорожных билетов.
Развитию интернет-торговли способствует и быстрый рост количества пользователей смартфонов и планшетов в Украине. По опыту других стран можно с уверенностью спрогнозировать, что интернет будет все больше проникать и в другие сферы жизни — например, в здравоохранение и образование.
Виктория Тигипко, директор Венчурного фонда TA Venture