По любви. Почему стоит посмотреть фильм-обладатель Золотой пальмовой ветви-2012

Сменив в этом году формат, Одесский кинофестиваль разнообразил свой репертуар. Для зрителя это означает: больше знакового, но одновременно и тяжелого для восприятия кино, пишет в своем блоге на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала «Фокус» Юлия Куприна

ОМКФ в этом году переключился с кино с концептуальным чувством юмора на арт-мейнстрим, благодаря чему смог собрать все главные фильмы Канн-2012. Первая картина в этом списке, безусловно, - «Любовь» Михаэля Ханеке, получившая в Каннах-2012 «Золотую пальмовую ветвь». Смотреть фильм тяжело, но необходимо. Потому что это фильм-событие, да и пропускать показ на большом экране каннского триумфатора нельзя. Фильм и собрал два полных зала во время двух одесских показов. И вызвал настолько же неоднозначную реакцию, насколько и сам неоднозначен.

Два с лишним часа у зрителя нет ни одной возможности даже улыбнуться, а вместо этого его заставляют испытывать самые неприятные эмоции, от жалости и отвращения до стыда и животного ужаса

Фильм рассказывает о том, как однажды пожилая пара возвращается с концерта классической музыки, и на следующее утро у 80-летней Анны, бывшей преподавательницы музыки, случается удар. Сначала у нее отнимается правая сторона тела, затем болезнь прогрессирует – и из активного, интересующего музыкой и литературой человека Анна превращается в беспомощного инвалида, не всегда понимающего, что происходит вокруг. Процесс этого мучительного превращения Ханеке показывает очень подробно, с психологическими и физиологическими деталями. Одновременно с переменами, происходящими с Анной, режиссер внимательно следит за тем, что переживает ее муж. 81-летний Жорж не отправляет жену в больницу, а ухаживает за ней самостоятельно. Дается ему это все тяжелее и тяжелее, Жорж практически перестает общаться с внешним миром, даже с дочерью, и счастливого финала от фильма ждать не приходится.

Ханеке назвал свой фильм «Любовь» именно потому, что картина – про любовь и есть. Жорж поступает так, как поступает, потому что любит свою жену – и это должно бы восхищать. Но у Ханеке все не так однозначно. У него любовь связана с эгоизмом, жестокостью, насилием, умиранием, семейными отношениями – в общем, все как в реальной жизни. И французский актер Жан-Луи Трентиньян, играющий Жоржа, этот спектр чувств блестяще и очень убедительно демонстрирует на экране.

В фильме есть ровно одна шутка. «Что бы ты сказал, если бы никто не пришел на твои похороны?» - спрашивает Анна. «Видимо, ничего», - отвечает ей Жорж. Остальные два с лишним часа картины, получившей в Каннах-2012 главный приз, не дают зрителю ни одной возможности даже улыбнуться, а вместо этого заставляют испытывать самые неприятные эмоции, от жалости и отвращения до стыда и животного ужаса.

Такие болезненные напоминания о реальности, впрочем, бывают полезны, они отрезвляют и бодрят. С другой стороны, - хорошо, что Одесский кинофестиваль все-таки с любовью относится к своим зрителям. И тут, кроме драмы от Ханеке можно еще увидеть свежую комедию от Вуди Аллена.

Фокус.ua