С чистого листа. Начать все сначала – в кино и в жизни

Одесский кинофестиваль закрыла лента британца Кена Лоуча "Доля ангелов" о том, что второй шанс в жизни существует. Выбор картины не случаен – на эту же тему размышляли и другие режиссеры, пишет в своем блоге на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна

Робби живет в неблагополучном районе Глазго, у него есть заклятый враг, из-за постоянных драк с которым он то и дело попадает в полицию, и подружка на сносях, семья, которой мечтает отправить Робби на тот свет или хотя бы в Лондон. В прошлом у Робби – наркотики и тюремное заключение, в настоящем – ни работы, ни квартиры, ни перспектив. Но однажды парню встречается доброжелательный сотрудник социальной службы Гарри. У Гарри есть увлечение – хороший виски. После пары дегустаций у Робби обнаруживается нюх на этот напиток. А заодно и живой ум: провернув хитрую махинацию с бочкой баснословно дорогого виски, Робби получает деньги, чтобы начать новую жизнь.

Вторые шансы существуют не только на экранах, но и в реальности. Не очень правдоподобно, зато жизнеутверждающе

Британец Кен Лоуч, который в 2006 году получил "Золотую пальмовую ветвь" за фильм "Ветер, что колышет вереск", известен любовью к социальным темам и реалистичной манере их показывать. В "Доли ангелов" режиссер тоже говорит о социальных проблемах современной Британии. И вновь выбирает реалистичную манеру – но на этот раз снимает не драму, а комедию с хеппи-ендом. Счастливый финал в ленте выглядит не очень правдоподобно, зато – жизнеутверждающе. Именно это делает выбор "Доли ангелов" для показа на закрытии третьего Одесского международного кинофестиваля логичным и в какой-то мере символичным.

Тему о возможности изменить свою жизнь исследовали также итальянцы Витторио и Паоло Тавиани в картине "Цезарь должен умереть". Полудокументальная лента братьев Тавиани, каждый из которых уже разменял девятый десяток, получила главный приз на Берлинале в феврале этого года, а в Одессе стала одной из самых интересных в программе "Фестиваль фестивалей". Режиссеры сняли историю о том, как в римской тюрьме для особо опасных преступников заключенные ставят пьесу Шекспира "Юлий Цезарь". Основной актерский состав – настоящие заключенные, осужденные за убийства и торговлю наркотиками. Истории их сценических персонажей схожи с их реальными судьбами. Искусство вносит перемены в их жизни – они, конечно, не выходят на свободу после удачной постановки, но театр меняет их отношение к тюрьме и свободе. А заодно меняет отношение зрителей к заключенным: работа над пьесой показывает, что даже самый опасный преступник по-прежнему остается обычным человеком.

И еще более символичным выбор фильма "Доля ангелов" для закрытия фестиваля выглядит после победы в украинском конкурсе ленты "Чемпионы из подворотни". Картина, задуманная как сериал и специально для ОМКФ перемонтированная в полнометражный фильм, рассказывает основанную на реальных событиях историю о победе на чемпионате по дворовому футболу украинской команды из четырех бездомных.

О художественных достоинствах ленты фестивальные критики предпочли не распространятся, поскольку в картине заметно ощутим сериальный бэкграунд. А для широкоформатной ленты – это большой минус. А вот о социальной роли фильма говорилось немало. "Чемпионов из подворотни" показали беспризорным детям, команде фильма вручили специальный приз от фонда ЮНИСЕФ. Такие шаги, вряд ли превратят посредственное кино в шедевр. Тем не менее, поможет поверить – вторые шансы существуют не только на экранах, но и в реальности. Не очень правдоподобно, зато жизнеутверждающе. Как раз то, что, собственно, и ждут зрители от кино.

Фокус.ua