Додумайте сами. Как понять фильм, если режиссер устал от жизни

Сразу после премьеры в рамках кинофестиваля "Молодость" в украинский прокат выходит новая лента француза Лео Каракса "Корпорация "Священные моторы" – о том, что повседневная жизнь напоминает театр больше, чем кажется, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна

Месье Оскар надевает рыжий парик, приклеивает рыжую бороду, вставляет в глаз линзу, имитирующую бельмо, и изображает сумасшедшего, который нагло похищает супермодель во время фотосессии. Перед этим месье Оскар в черном латексном комбинезоне имитировал половой акт с женщиной в красном латексном комбинезоне. А затем играл роль заботливого отца девочки, которая попала в плохую компанию. Также именно он стал убийцей банкира, и выступил в качестве престарелого богача, умирающего на руках у племянницы.

Зрителям приходится самостоятельно додумывать, почему одни герои умирают, а другие – нет, даже если их расстреливают в упор

Такая у месье Оскара работа – разыгрывать странные роли в коротких эпизодах перед несуществующими камерами. Зачем он это делает, так до конца и непонятно. А режиссер Лео Каракс, который всю эту историю придумал и показал в фильме "Корпорация "Священные моторы", решил ничего не объяснять. Поэтому зрителям приходится самостоятельно додумывать, почему одни герои умирают, а другие – нет, даже если их расстреливают в упор. Для чего в ленте разговаривают лимузины. Или о чем хотела рассказать персонаж Кайли Миноуг в единственной песне, которая звучит в "Священных моторах".

Подспорьем для понимания ленты служат отдельные афористичные и вроде бы глубокомысленные фразы, которыми бросаются герои. Например: "Иногда одного убийства в день недостаточно". Или: "У нас есть 20 минут, чтобы наверстать 20 лет". Эти фразы, как и обрывки историй, из которых складывается фильм, отсылают то к предыдущим работам Каракса, в частности, самой известной из них – "Любовники с Нового моста", то к буддисткой концепции постоянных перерождений. И к классической, затертой мысли о том, что вся жизнь – театр, люди – актеры, роли раздают некие высшие силы (которые в фильме остаются за кадром), и актеры не выбирают, какую маску им выпадет надеть в следующий момент. Может, кому-то придется, как месье Оскару, делать вид, что шимпанзе – это его жена, а кому-то, как героине Кайли Миноуг, выпадет трагическая роль самоубийцы.

Лео Каракс не снимал кино последние 13 лет, "Корпорация "Священные моторы" – его первая после длительного перерыва картина. И после просмотра ленты становится понятно, почему так произошло: режиссер, как и его герои, очень устал от жизни. И от того, что постоянно нужно совершать красивые жесты, ради которых он вообще занялся режиссерской профессией. К слову, в фильме эту мысль высказывает главный персонаж. Хотя, возможно, "Священные моторы" – это и есть красивый жест в чистом виде. Тогда скрытые смыслы искать не стоит, все они лежат на поверхности и видны в визуальном ряде картины. А красиво Каракс умел снимать всегда.

Фокус.ua