Почему Хоббит не стал новым Властелином колец

В широкий прокат вышел "Хоббит: Нежданное путешествие" - сказочная история о том, что находчивость, храбрость, дружба и немного магии способны преодолеть любые трудности, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна

Добропорядочный хоббит Бильбо Бэггинс вел тихую размеренную жизнь до тех пор, пока на его пороге не появился волшебник Гэндальф. Он с чего-то решил, что хоббиту пора разнообразить повседневную скуку, и нарисовал на дверях норы Бильбо таинственный знак. На него сошлись тринадцать гномов во главе с принцем Торином. Согласно известному их народу пророчеству, как раз настало время для того, чтобы отправиться в далекий поход к Одинокой горе и сразиться там с драконом Смогом, который много лет назад разрушил родной город гномов и захватил их сокровища. Для похода гномам нужен вор, и именно им Гэндальф объявил Бильбо. Хоббит сначала возмутился, но затем, немного подумав, все-таки присоединился к Торину и его товарищам.

Все строго по книге Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно", которая послужила литературным первоисточником для новой картины Питера Джексона. Режиссер, крайне бережно обходясь с книгой и экранизируя ее практически дословно, отходит от текста всего пару раз

В захватывающем и опасном путешествии компании встретятся тролли, орки, эльфы и гоблины. И преодолеют они все препятствия благодаря своей храбрости, находчивости, дружеской поддержке и еще нескольким вмешательствам Гэндальфа с его магией. Бильбо познакомится с Голлумом, и зрителям подробно объяснят, откуда у хоббита появилось то самое кольцо. В общем, все строго по книге Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно", которая послужила литературным первоисточником для новой картины Питера Джексона.
Режиссер, крайне бережно обходясь с книгой и экранизируя ее практически дословно, отходит от текста всего пару раз. Эти отступления ему нужны для того, чтобы, во-первых, ввести в новый фильм персонажей из старой трилогии "Властелин колец". В коротких эпизодах "Хоббита: Нежданное путешествие" появляются Элайджа Вуд в роли Фродо, Кейт Бланшетт в роли Галадриэль, Хьюго Уивинг в роли Элронда и Кристофер Ли в роли Сарумана. Правда, эти короткие эпизоды нужны не так для развития сюжета, как для радости фанатов трилогии "Властелин колец".

Вторая причина, по которой Джексон позволяет себе отступить от литературного оригинала, - это необходимость добавить истории глубины. Ведь "Хоббит" Толкиена – это занимательная, но все-таки детская сказка. Глубина и сложность появляются уже во "Властелине колец". Они есть и в экранизации Джексона. Но если Толкиен сначала написал "Хоббита", а затем уже "Властелина колец", то у Джексона задача стояла сложнее. "Властелина колец" он снял десять лет назад и уже тогда установил самому себе достаточно высокую планку. Теперь же он взялся за более простого "Хоббита" и попытался дотянуться до прежнего уровня. Местами у него это получилось. "Хоббит" возвращает зрителя в Средиземье – новозеландские пейзажи по-прежнему красивы, да и спецэффекты команде Джексона явно удались. Впрочем, при бюджете в $500 млн за две первые части трилогии не сделать впечатляющих спецэффектов было бы глупо. Но Джексону одного зрелища показалось мало, и он добавил к аттракциону глубокий смысл. Его стоит искать в линии эксцентричного волшебника Радагаста и его предсказаниях о приближении сил тьмы.

Однако, несмотря на все старания Джексона и актера Мартина Фримана, которому роль мнительного, хитрого и при этом отважного хоббита Бильбо отлично удалась, не похоже, чтобы "Хоббит" стал новым "Властелином колец". Правда, окончательный вывод делать пока рано – все-таки впереди еще два трехчасовых фильма.

Фокус.ua