Чем опасен творческий кризис

В прокат вышел фильм "Семь психопатов" - черная комедия с элементами драмы о том, к чему может привести творческий кризис, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала "Фокус" Юлия Куприна

Писатель Марти задумал сценарий фильма. Название у него уже есть: "Семь психопатов". Дело осталось за малым: придумать этих психопатов и разыграть с их помощью увлекательную историю. И вот тут у Марти начинаются сложности. Для вдохновения он употребляет алкоголь, но сценарий все равно не движется с мертвой точки, а вместо вдохновения Марти получает проблемы в личной жизни. Эта история могла бы тянуться бесконечно, если бы не его друг Билли.

Марти – пребывающий в творческом кризисе и много пьющий писатель, куда уж банальнее. Однако десяток шуток, построенных на этой банальности, полностью меняет дело

Безработный актер Билли зарабатывает на жизнь тем, что вместе со своим напарником Хансом ворует собак, а потом возвращает их хозяевам за вознаграждение. Ханс, пожилой поляк, делает это, потому что его жена больна раком, а лечение стоит дорого. А Билли просто получает удовольствие от процесса. В истории о семи психопатах он впоследствии окажется ключевой фигурой. Но это – чуть позже, а пока напарники похищают любимого песика у человека, к которому вообще лучше было бы не подходить. Это гангстер по имени Чарли, для него пристрелить кого-нибудь – как для нормального человека чихнуть: случается не слишком часто, всегда довольно неожиданно, но никаких угрызений совести после.

Дальше в ленте "Семь психопатов" история Марти переплетается с историями Билли, Ханса и Чарли, а все они – с вымыслом, который периодически рождается в голове Марти. И в итоге у режиссера и сценариста Мартина МакДоны, известного по ленте "Залечь на дно в Брюгге", получается черная комедия, которая то и дело скатывается в драму, а потом снова превращается в комедию, но теперь уже абсурдную. Главные секреты тут – ироничное использование клише и множество кинематографических аллюзий.

Вот, например, Марти – пребывающий в творческом кризисе и много пьющий писатель, куда уж банальнее. Однако десяток шуток, построенных на этой банальности, полностью меняет дело. Временами МакДона так тонко перемешивает клише с иронией, что и не всегда понятно: тут автор еще шутит или уже всерьез? Особенно тонка эта грань в тех фрагментах, где речь идет о жизни и смерти персонажей. Переход от одного к другому в "Семи психопатах" почти так же внезапен и иногда абсурден, как в лучших фильмах Квентина Тарантино.

Одновременно с отсылками к трэшевым боевикам в "Семи психопатах" можно найти аллюзии на Вуди Аллена, Дэвида Линча, Джима Джармуша и еще десяток-другой режиссеров, уже вошедших в историю мирового кино. Впрочем, обилие отсылок к истории кино не делает "Семь психопатов" вторичным. Наоборот, такое мастерское жонглирование цитатами и ироничное обращение с клише – пропуск в историю кино. МакДона подал заявку на него еще фильмом "Залечь на дно в Брюгге", а после "Семи психопатов" стало очевидно: пропуск получен.

Фокус.ua