Немая сцена. Что показывают и кто смотрит фильмы на Потемкинской лестнице

На Одесском кинофестивале под открытым небом показывают классику немого кино для всех желающих. Желающих традиционно много, однако немое кино понятно не всем, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала Фокус Юлия Куприна

Related video

"Давай уйдем отсюда, все равно я ничего не понимаю", – предложил на середине показа картины "Восход солнца" Фридриха Вильгельма Мурнау мужчина лет сорока своей супруге. Та молчаливо согласилась, и они, забрав десятилетнего сына, отправились вверх по Потемкинской лестнице, подальше от черно-белого экрана. Рядом сидела компания подростков, распивающих бутылку вина, и также раздумывая, стоит ли переместиться в другое место. В конце концов решили продолжить пикник – все-таки свежий воздух, живая музыка и кино.

Все четыре года на Потемкинской лестнице собирается аншлаг, но к финальным титрам уходит примерно треть публики, а еще половина просто перестает обращать внимание на фильм

Кинопоказы под открытым небом на Потемкинской лестнице стали уже традицией для Одесского международного кинофестиваля. Как правило, здесь демонстрируют классику немого кино в сопровождении симфонического оркестра. На первом фестивале был знаменитый "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна, через год – трехчасовой "Метрополис" Фрица Ланга, прошлым летом – "Огни большого города" Чарли Чаплина, а в этом году – "Восход солнца" Мурнау. Этот фильм классик немецкого киноэкспрессионизма снимал в Америке в 1927 году и получил первый Оскар в истории кино, в том числе и за художественные достижения.

"Ничего себе спецэффекты!" – саркастично комментируют молодые люди с вином. Сегодня наложенными друг на друга кадрами и примитивными взрывами никого не удивишь, но в 1927 эти эффекты были революцией похлеще, чем новый формат 3D в "Аватаре". При этом, как и "Аватар", "Восход солнца" – абсолютно зрительское кино. Мелодрама сменяется романтической комедией, затем переходит в комедию положений, а к финалу превращается в драму. Впрочем, обходится без трагического финала. Сюжет тоже довольно прост, в центре – любовный треугольник. Да и титров, которые нужно читать, не так уж много.

Все четыре года на Потемкинской лестнице собирается аншлаг, но к финальным титрам уходит примерно треть публики, а еще половина просто перестает обращать внимание на фильм. И дело не в том, что фильмы сложные – нет, немое кино построено на самом удобном для восприятия языке визуальных образов. И не в том, что публика глупая – нет, на фестивальных показах не так уж много случайных людей. Дело в том, что изменилось восприятие кино. Зрители привыкли, что герои на экране говорят, спецэффекты менее заметны и их больше, а картинка – в цвете. И количество тех, кто уходит, говорит о том, что изменения необратимы, и к истокам не вернуться. Но при этом количество тех, кто остается, демонстрирует, что киноклассика пока нужна большему числу людей, а не наоборот.