Уже не котята. Пять выводов по субботним торгам власти и оппозиции
Успешные штурмы облгосадминистраций и общая радикализация протеста заставили власть пойти на беспрецедентный шаг – предложить лидерам оппозиции места в широком правительстве. Оппозиция занервничала, но от предложения де-факто отказалась. И сделала сильный ответный ход
Подведем итоги субботних действий власти и оппозиции:
1. Власть в очередной раз хотела "развести оппозиционеров, как котят"
Безусловно, сам факт того, что власть согласилась пойти на уступки, уже означает слабость ее позиций. Раньше даже саму возможность смены правительства на Банковой отбрасывали, предпочитая бороться с Майданом с помощью Беркута и провокаторов. Но переход ряда облгосадминистраций (ОГА) под контроль Майдана, промайдановские выступления ультрас разных, в первую очередь восточноукраинских клубов, невероятное упорство протестующих в боях на Грушевского и неослабевающая низовая самоорганизация активистов заставили применять более изощренные методы.
Субботний пакет предложений – очевидный "разводняк", хотя и весьма грамотно продуманный. Кроме очевидной цели – внести раскол в политическое и общественное крылья евромайдана, сломить протестный дух активистов и получить время на передышку, стратеги Банковой имели еще одну задачу. Показать очень недружелюбно настроенному Западу свою готовность к конструктиву. И кое-кто на Западе даже купился на эту нехитрую уловку, как глава МИД Швеции Карл Бильдт, всем сердцем переживающий за евромайдан, но не понимающий особенностей украинской политической системы. "Справедливый раздел власти", о котором написал в своем Твиттере Бильдт на практике был бы невозможен, покуда у Виктора Януковича оставалась бы под контролем силовая и административная вертикаль. Николаем Азаровым можно было бы и пожертвовать – недаром украинского премьера СМИ регулярно "отправляют" в отставку года с 2010-го.
Зато Арсений Яценюк на посту главы правительства, лишенный полномочий и без поддержки в Раде за считанные месяцы утопил бы свой рейтинг, столкнувшись с массой экономических проблем. На фоне боев на Грушевского о них вспоминают мало, но печальная экономическая статистика от этого не меняется. О явно издевательском посту гуманитарного вице-премьера для Виталия Кличко и вовсе нет смысла говорить – на этой должности ему пришлось бы курировать Дмитрия Табачника, что ли?! И в начальниках иметь другого оппозиционера, с вдвое меньшим рейтингом. Еще и депутатскую неприкосновенность утратить и рисковать уйти в отставку в любой момент. Да и майдан в массе своей расценил бы это как предательство, лишив своих лидеров всяких политперспектив. Так что предложенная Януковичем "конфета" была отравлена смертельным ядом.
2. Власти срочно требуется передышка и силы для усмирения бунта в провинции
Ключевое требование власти на переговорах – немедленно освободить от протестующих центр Киева. Дело не в том, что майдан регионалам так уж мешает (хотя да, раздражает), просто силовой ресурс для защиты почти исчерпан. Оборонять ОГА в регионах просто некому. В Черкассах плечом к плечу с Беркутом вышли сотрудники ГАИ. Львовские и другие западноукраинские вэвэшники чуть ли не в лицо благодарят активистов, которые блокируют их в местах дислокации.
Между тем переход каждой следующей провинциальной администрации под контроль восставших укрепляет их позиции в Киеве, на переговорах и не только. Во Львове, ставшем флагманом восстания, формирование альтернативных властных структур уже в разгаре. Для власти счет идет едва ли не на часы.
3. Оппозиция удерживает хотя бы показательное единство
Над предложениями Януковича оппозиционеры размышляли долго. Время выхода на сцену Майдана переносили несколько раз. Очевидно, разведка не сработала, и "субботний пакет" стал для них сюрпризом. По крайней мере, выглядели они очень взбудоражено. Выступали запутано, постоянно сбиваясь на банальщину вроде "только вместе мы сможем победить". Так и не дав народу четкого ответа, убежали со сцены, ведущий сразу же призвал народ спеть гимн. Если б могли, лидеры оппозиции наверняка обратились бы к Майдану не живьем, а через видеообращение.
Тем не менее, главной ошибки – принять предложение Януковича - оппозиционеры не совершили.
О Кличко и говорить нечего – с его рейтингом в 20 с лишним процентов руководить спортом и образованием в Кабмине просто нелепо. Яценюку премьерский пост наверняка приглянулся бы больше – но он и так вполне может на него рассчитывать в случае победы Кличко на президентских выборах. Да, нынешний лидер Батькивщины очень невнятно сказал, что согласен поруководить правительством – но только если власть пойдет на серьезные, априори нереальные уступки, например, освободит Юлию Тимошенко. По сути, это равнозначно отказу. Но время для себя оппозиция выиграла.
Отказ от создания "рабочей группы" по изменению репрессивных законов 16 января тоже уместен. Подобные "рабочие группы" - проверенный способ власти заговорить любой вопрос. Достаточно вспомнить, что последняя такая рабочая группа разрабатывали закон, позволивший бы Тимошенко выехать на лечение за рубеж. Результат известен.
4. Власть по-прежнему не понимает сути протестов
Майдан стал самостоятельной силой, независимой от лидеров оппозиции. Но во власти этого в упор не видят. Уровень политической культуры украинского руководства (а до недавних пор и оппозиции) в принципе не позволяет представить, как кулуарные договоренности элиты могут быть разрушены из-за позиции простого народа. Вероятно, на Банковой до сих пор считают, что Майдан вышел "за Кличко, Яценюка, Тягныбока", и что посты премьеров-вице-премьеров станут достаточной компенсацией протестующим за пролитую на улицах кровь.
Если бы не считали, то пригласили бы на переговоры, например, коменданта Майдана Андрия Парубия, который за два последних месяца завоевал себе огромную популярность в массах. Даже представитель "Правого сектора" в шлеме и черной маске и то выглядел бы на переговорах весьма уместно. Но на Банковой к такому не готовы – а потому обречены совершать ошибки.
5. Оппозиция не готова публично поддержать радикалов, но уже потакает им
"Скажем спасибо донецким, киевским, одесским и другим ультрас!" - эти слова со сцены Майдана повторил каждый из оппозиционного трио и примкнувший к ним Петр Порошенко. Речь о тех самых ультрас, которых принимали участие в событиях 1 декабря на Банковой и были названы лидерами оппозиции врагами Майдана, которыми едва ли не напрямую руководит Кремль. Да еще неделю назад, сразу после начала боев на Грушевского их обозвали "провокаторами". Но народное настроение изменилось – подавляющее большинство активистов Майдана поддерживают действия радикалов.
Лишний раз об этом напомнили пару дней назад, освистав миротворческие призывы лидеров оппозиции и их самих. Майдановцы с партийными флагами хором кричали "Ганьба!" главе этой самой партии. Ситуация стала слишком опасной, и "наверху" это почувствовали. Наверное, из-за страха быть повторно освистанными выступления были недолгими и невнятными. Рассуждения о "пуле в лоб" - тоже.
Сжечь последние мосты и публично поддержать радикалов оппозиционеры пока не решаются, да и на Западе это не все правильно поймут. Но штурмы обладминистраций в провинции вызывают у лидеров открытый восторг – тем более, что они объективно усиливают их позиции на переговорах.
Сразу после выступлений оппозиционной четверки начался штурм Украинского дома. О "провокаторах" никто даже не заикнулся, хотя в штурме активно принимали участие бойцы с Грушевского. Напротив, на месте событий сразу же оказались оппозиционные нардепы, под контролем которых и состоялся захват здания. Значит, лидеры оппозиции об этом знали и как минимум не возражали. Майдановцы одержали небольшую, но важную победу.
Силовые действия сразу после переговоров – раньше это было фирменной тактикой власти. Теперь оппозиция показала, что тоже может действовать так же. Инициатива сейчас на стороне Майдана, определяющей будет внеочередная сессия парламента 28 января. Если фракция ПР посыпется, победа революции станет делом времени.
Милан Лелич, Фокус