Голос веры. Как власть и оппозиция будут разыгрывать церковно-религиозную карту
Участники избирательной кампании, стартующей этой осенью, будут использовать церковно-религиозные вопросы гораздо активнее, нежели это было во время предыдущих выборов. На что это будет похоже, рассказывает Фокус
В конце июля Киев пережил два масштабных церковных мероприятия с четким политическим окрасом. 27 июля состоялся крестный ход прихожан УПЦ Московского патриархата, который вместе с церковными иерархами возглавили депутаты от Оппозиционного блока. А на следующий день шествие провели верующие УПЦ Киевского патриархата, в первом ряду которых был президент Украины Петр Порошенко с семьей.
Вера в тренде
Согласно Конституции, Украина является светской страной, церковь и любые религиозные организации отделены от государства. Но отрицать их влияние на политическую ситуацию в стране, а также на умы электората и итоги выборов никто не берется. Украина в этом не уникальна. Например, в соседней Польше римско-католическая церковь, отдельные иерархи и внутрицерковные группы считаются одними из самых влиятельных политических игроков.
Несмотря на то, что конфессиональная карта Украины всегда была пестрой, особых конфликтов между верующими разных церквей (в первую очередь между прихожанами Киевского и Московского патриархатов как двух главных конфессий) до сих пор не возникало. Темы "православного раскола" и "единой канонической церкви" политики эксплуатировали гораздо менее активно, чем, к примеру, русского языка, геополитического вектора или отношения к ОУН-УПА.
Однако после того, как стараниями Петра Порошенко в повестку дня был внесен вопрос получения томоса об автокефалии и создания в Украине единой поместной православной церкви, ситуация может измениться. "Сейчас избирателей волнуют темы войны, борьбы с коррупцией, высоких цен, низких зарплат, пенсий и т. д. Но президент Порошенко, с одной стороны, и его оппоненты из Оппозиционного блока, с другой, вполне могут вывести церковный вопрос в число топ-тем грядущих избирательных кампаний", — рассказывает Фокусу политтехнолог Петр Охотин.
Церковная агитация
Политики давно смекнули, что демонстрация своей набожности — несложный способ понравиться электорату
На выборах-2019 религиозно-церковный фактор будут использовать в двух аспектах. Первый — всеукраинский, в связи с усиливающимся противостоянием между сторонниками и противниками получения томоса. Второй — сугубо локальный и уже привычный для украинской политики.
Согласно различным соцопросам, примерно три четверти украинских граждан считают себя православными, около 8% — греко-католиками, верных других конфессий в разы меньше. Политики давно смекнули, что демонстрация своей набожности — несложный способ понравиться электорату. Для этого достаточно несколько раз засветиться в церкви на богослужениях во время крупных религиозных праздников, посвятить яйца на Пасху, нырнуть в прорубь на Крещение, поцеловать руки церковным иерархам и, конечно же, позаботиться о том, чтобы соответствующие фото и видео увидели как можно больше избирателей. К этим нехитрым методам прибегали, прибегают и будут прибегать все: от лидеров общенациональных рейтингов до депутатов районного уровня. Но поскольку так делают чуть ли не поголовно, эффект от нарочитой набожности сомнителен.
В такой ситуации на первый план выходит "обработка" церковных иерархов на местах. Прежде всего речь идет о выборах в местные органы власти и на мажоритарных парламентских округах. Особенно это касается небольших городков и сел, в первую очередь в Западной Украине, где местный батюшка нередко является лидером мнений и едва ли не главным авторитетом для тамошних жителей.
"Непрямой подкуп через церковь используется очень часто, — рассказывает Фокусу Александр Клюжев, аналитик общественной сети "ОПОРА", системно мониторящей украинские выборы. — Кандидат дает церкви деньги, например, на ремонт здания, в обмен получает симпатии со стороны избирателей. Фактически это непрямой подкуп, но доказать что-то юридически нереально. Ведь как таковой договоренности о покупке голосов не составляется". В свою очередь "облагодетельствованный" кандидатом батюшка превращается в его ВИП-агитатора. На Галичине как наиболее религиозной части Украины открытие новых церквей и ремонт старых превратились для кандидатов в такой же обязательный вид предвыборной активности, как открытие детских площадок и раздача продуктовых наборов.
Политтехнолог Охотин обращает внимание и на работу с протестантскими общинами. "Несмотря на то, что протестантов меньше, чем православных, они гораздо более дисциплинированны. Например, на местном уровне кандидат может договориться с лидером общины о предоставлении ее членам хороших подрядов на строительство (а ремонтно-строительные бригады есть во многих общинах), пообещать выделить площадку для нового храма и т. д. А в обмен получить нужные голоса", — рассказывает он.
Принять неизбежное. Глава УПЦ (МП) Онуфрий может потерять часть паствы
Лидеры церквей всеукраинского масштаба почти никогда не агитируют открыто за ту или иную партию или кандидата. Публично они дистанцируются от избирательного процесса, как, к примеру, иерархи УГКЦ. Впрочем, центральные СМИ, говорит Охотин, в принципе не являются для них главными каналами агитации. Вместо этого на церковных службах зачитываются обращения от главы соответствующей конфессии, где пусть не прямо, но вполне доходчиво для прихожан объясняется, кого именно им стоит поддержать.
Иногда дело доходит до абсурда. Так, несколько лет назад священник одной из сельских церквей Винницкой области угрожал пастве, что не будет проводить похороны по православному обряду, если селяне не дадут достаточный процент голосов за тогдашнего президента Виктора Януковича. Подобного рода инциденты случались и в других регионах Украины. Знакомые с реалиями избирательных процессов в провинции рассказывали Фокусу, что священники местного уровня нередко напрямую договаривались о сотрудничестве с кандидатами в обмен на деньги для церкви, стройматериалы и прочее. Делали это нередко за спиной у своего церковного начальства.
Ставки сделаны
На данный момент минимум двое лидеров президентской гонки четко определились со своими церковными симпатиями. Так, Петр Порошенко однозначно сделал ставку на Киевский патриархат, который, по его плану, должен стать основой будущей единой поместной церкви. Заполонившие всю страну билборды про "церковь, защищающую нашу душу", — часть стратегии по созданию имиджа консервативного "отца нации". При этом действующий президент де-факто противопоставляет себя Московскому патриархату.
Между тем, как объясняет Фокусу завотделом истории религии и практического религиоведения киевского Института философии Людмила Филипович, неправильно считать, что нынешнему главе государства гарантирована безусловная поддержка со стороны Киевского патриархата. "В УПЦ КП есть очень разные люди, в том числе не поддерживающие даже патриарха Филарета. А в Блоке Порошенко есть люди, которые по-разному относятся к церкви. Церковная и политическая ориентации здесь не совпадают", — говорит она.
В свою очередь Юрий Бойко как потенциальный выдвиженец от Оппозиционного блока подчеркивает, что поддерживает Московский патриархат. Сегодня оппоблоковцы делают все, чтобы застолбить за собой прихожан МП, опасающихся "раскола канонического православия". Главным по церковной части в Оппозиционном блоке является "православный олигарх" Вадим Новинский, развернувший в последние месяцы небывалую активность в этой сфере.
Даже если единую поместную православную церковь создадут в Украине до выборов, церковно-политические страсти в стране не утихнут
Несмотря на то, что, по данным ежегодных опросов Центра Разумкова, позиции МП в последние годы слабеют (23,8% прихожан в 2010 году против 12% в 2017-м, в то время, как количество верующих Киевского патриархата за это время выросло с 15,1% до 26,5%), ориентированная на Москву церковь — все равно внушительная сила. Тем более что в ее распоряжении находятся три большие Лавры — Почаевская, Киево-Печерская и Святогорская, обладающие серьезным мобилизационным потенциалом, что было заметно, в частности, во время крестных ходов УПЦ МП в последние несколько лет.
Что же касается лидера текущих президентских рейтингов Юлии Тимошенко, то в последнее время она пытается завоевать симпатии не консервативного, а "прогрессивного" электората, напирая на "блокчейн" и "конституанту", а не на "веру" и "душу". Другие топ-кандидаты в принципе избегают конкретики в церковно-религиозных вопросах, очевидно, опасаясь потерять часть сторонников и нажить лишних недругов.
До и после томоса
В любом случае главным для избирательной гонки остается вопрос предоставления Украине томоса Константинопольским патриархатом. Уже очевидно, что блиц-крига, на который мог рассчитывать Порошенко в этом направлении, не получилось. Изначально предполагалось, что решение будет принято в первой половине лета, и к 1030-летию Крещения Руси в июле в Киев уже приедет делегация из Константинополя с томосом. Но решение этого вопроса затягивается, в том числе из-за активных контрдействий со стороны РПЦ, УПЦ МП и их сторонников в Украине.
Соответствующие делегации ездят по городам Украины, посещают поместные православные церкви в других странах, агитируя прихожан Московского патриархата писать открытые письма Вселенскому патриарху Варфоломею. Оппоблоковец Новинский в своих интервью прямо заявляет, что предоставление томоса и создание в Украине единой поместной православной церкви может спровоцировать открытый конфликт и даже гражданскую войну.
Как ранее рассказывал Фокусу глава информационного управления Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря), все дело в необходимости соблюсти церковные процедуры. "Собрания Синода проходят ежемесячно, поэтому решение о предоставлении томоса может быть принято в сентябре или октябре. В любом случае все должно быть успешно решено до конца года, скорее всего осенью", — прогнозирует он.
Смена образа. Если раньше Тимошенко не упускала случая предстать перед телекамерами со свечой в руках, то сегодня больше напирает не на "веру" и "душу", а "конституанту" и "блокчейн"
Но даже если эти прогнозы оправдаются, с предоставлением томоса, который Петр Порошенко несомненно представит как личную политическую победу исторического масштаба, церковно-политические страсти в Украине не утихнут. Скорее наоборот. Ведь в новую поместную церковь начнут массово переходить действующие приходы УПЦ МП. По оценкам религиоведов, таковых может быть до половины от общего числа. Соответственно, усилится противодействие со стороны Москвы и УПЦ МП, начнется борьба за церковное имущество, в частности, за три упомянутые выше лавры. При надлежащей медиараскрутке, любой такой скандал провинциального уровня можно использовать в политических игрищах всеукраинского масштаба.
Большинство украинских верующих не особо разбираются в вопросах церковного устройства, многие, согласно соцопросам, даже не могут сказать, в какую именно церковь ходят. Что уж говорить о церковной истории или таких сложных вещах, как "канонический порядок"? Поэтому они представляют собой идеальный объект для предвыборных манипуляций. Впрочем, религиовед Людмила Филипович считает, что крупных конфликтов удастся избежать. "Украинцы на самом деле инертны, надо очень сильно постараться, чтобы вывести их из себя, как во время Майдана. Поэтому если не будет специальных провокаций, то все должно пройти мирно", — заключает она.