Опасные игры. Стоит ли Киеву делиться властью с регионами
Поделившись с регионами властью, Киев рискует окончательно утратить над ними контроль
Стрельба на блокпосту сепаратистов в Славянске, когда в Пасхальную ночь погибли люди, а в адрес "Правого сектора" посыпались обвинения в провокациях, сводит на нет мирное урегулирование кризиса в Донбассе. На следующий день после перестрелки Минобороны сообщило о новом ЧП: неизвестные с огнестрельным оружием пытались атаковать некий государственный объект в Добропольском районе (по имеющимся данным, армейский). Десантники атаку отразили, а нескольких нападавших ранили.
Между тем официальная реакция Киева на обострение ситуации в Восточном регионе оказалась примирительной. И. о. президента Александр Турчинов заявил, что готов разговаривать с востоком и даже согласен поддержать назначение тех губернаторов, которых жители Донецкой и Луганской областей предложат сами. Кроме того, еще до конституционной реформы власть обещает внести изменения в законы о местном самоуправлении, позволяющие существенно расширить полномочия регионов.
Это заявление, правда, не впечатлило ни Россию, ни сепаратистов. Последние объявили о намерении провести референдум по созданию Луганской народной республики. Главная хитрость коварного плана в том, что если такой референдум все же состоится (во что пока верится мало), то даже при нежелании луганчан присоединяться к России вести переговоры о вхождении в состав Украины сепаратисты начнут на правах якобы самостоятельного образования. Аналогичные призывы, хотя и менее радикальные, прозвучали и от непризнанных "народных лидеров" Донетчины, Харьковщины и Одесской области. При этом сепаратисты уже обещают создать из новых "республик" свою федерацию.
Пока эти попытки мутить воду выглядят как давление на Киев с целью скорейшего перехода к обещанной Турчиновым децентрализации власти. Причем в этом вопросе прослеживается трогательное единение Москвы не только с европейскими столицами, но даже с Вашингтоном. В Женевских соглашениях по итогам переговоров Украины, США, ЕС и РФ от
17 апреля сказано о необходимости "конституционного процесса, прозрачного и подотчетного". То есть Киев, по сути, заставляют идти на уступки регионам, жаждущим больших полномочий. Правда, каких именно, пока тоже не совсем понятно. Единственное, в чем сходятся переговорщики, — результатом должна стать некая новая модель взаимоотношений центральной и местной власти, удовлетворяющая всех и каждого, в том числе США, ЕС и Россию.
При этом максимальная децентрализация Украины объективно нужна только российской стороне. Вопрос в другом — готовы ли остальные участники встречи в Женеве на этом остановиться. Увы, европейцы традиционно с большим пиететом относятся к идеям любого федерализма. И этот пиетет россияне, чья страна уверенно идет по пути сужения прав всякого самоуправления, особенно на национальной почве, используют не менее умело, чем СССР использовал антивоенные настроения граждан капиталистических стран.
Трудно сказать, понимают ли западные стратеги принципиальные различия между их и нашими реалиями. Ведь в Европе федерализация исторически шла снизу, когда самоуправляемые территории объединялись в экономических интересах, а чаще, как, скажем, кантоны Швейцарии — ради защиты от внешней военной агрессии. При этом децентрализация сверху — редчайший в европейской практике случай, в последнее время более-менее ярко выраженный, пожалуй, только в Великобритании, к концу ХХ века значительно расширившей полномочия Шотландии. При этом англичанам, как известно, никто из соседей расчленением территории не грозит.
Как именно может выглядеть анонсированное Турчиновым выдвижение губернаторов населением областей, в которых орудуют незаконные вооруженные отряды, представить сложно. Что касается децентрализации, то предполагается, что назначаемых глав областей не должно быть вообще, а исполнительную власть на местах возьмут на себя созданные облсоветами исполкомы. Помимо России такой подход горячо приветствуют и олигархи, чьи позиции от этого не только сохранятся, но и окрепнут. В то же время всей стране это грозит повторением конфликта Ющенко — Тимошенко образца 2006–2010 годов, только уже не между президентом и правительством, а между центральной и местной властью. А это неминуемо приведет к вражде между регионами, одни из которых будут поддерживать центр, а другие — нет. Причем никаких явных причин для этого не будет. Вражда предполагается особая — из принципа. Так что пресловутый раскол страны в итоге не ослабнет, а как раз наоборот — только усилится.
Показательно, впрочем, что пока об этом стараются помалкивать лидеры президентской гонки Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Российская дипломатия наверняка приложит все усилия, чтобы добиться от политических тяжеловесов таких же обещаний, как те, что были даны Турчиновым. И это, пожалуй, окажется главным испытанием для основных претендентов на президентское кресло.
Александр Михельсон, Фокус