Служба (без) опасности Украины

Почему у нас нет органа, отвечающего за безопасность страны

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Не только деньги, но и спецслужбы любят тишину. И если глава СБУ уходит со скандалом — значит, это кому-нибудь нужно. Президенту ли, в глазах которого Валентин Наливайченко увидел недоверие, или его оппонентам — понять трудно. Какая была реальная причина отставки, кроме мифического "следа Фирташа — Левочкина", мы вряд ли узнаем.

То, что власть в Украине коррумпирована, — однозначно. То, что СБУ, МВД и Генпрокуратура, призванные бороться с организованной преступностью, мышей не ловят — аналогично. Более того, люди в погонах крышуют огромное количество бизнесов. Это ни для кого не секрет. Недавняя история о том, как рядовые сотрудники задержали турецкий танкер с нефтью, незаконно заходивший в крымский порт, а потом по команде из Киева судно отпустили, — не удивляет и, само собой, не становится причиной кадровых решений. Было бы неплохо, если бы глава спецслужбы ответил на эту и другие подобные претензии. Но это из разряда фантастики. Уходя, озвучивают заявления политического свойства, цена которым — пару минут в вечернем выпуске новостей. И полное забвение потом. Есть незыблемое правило украинской политики: надувать щеки, рассказывая о чемоданах компромата, — можно, пускать материалы из них в ход — нет. И в этом смысле традиции остаются незыблемыми.

Службы, отвечающей за безопасность страны, у нас нет. Есть инструмент для политического влияния и контроля, способ обогащения, сохранения или преумножения имеющихся денежных знаков.

Система настолько прогнила, что вряд ли можно отдельными назначениями при неочевидной политической воле изменить ситуацию.

По правде говоря, после Майдана СБУ нужно было утилизировать. Как опасную и бессмысленную вещь. Ее сотрудники вместо защиты людей расстреливали их. Позорно сдали Крым и практически полным составом республиканского управления перешли на сторону оккупанта. В Донбассе оказались в смычке с сепаратистами.

Но, как показал опыт, революционеров в нашем постреволюционном правительстве нет. Симуляция движения вперед реализуется посредством марафета и перемещения стульев. Здравый смысл же говорит, что только вливания новой крови в лошадиных дозах способно менять политику. Как в 2005-м, когда в архив СБУ пришла небольшая, но мотивированная на получение результата команда во главе с Владимиром Вятровичем и смогла за короткое время радикально поменять философию и практику деятельности учреждения.

После Майдана СБУ нужно было утилизировать. Как опасную и бессмысленную вещь

Осенью 1991-го КГБ УССР был просто переименован в Службу национальной безопасности Украины. Впоследствии слово "национальный" из названия как бы случайно, но вполне символично выпало. Документы политической охранки последних перед крахом Совка лет пошли в топку. Самые ценные, в первую очередь — агентурные, переехали в Москву вслед за первым председателем СНБУ генералом Николаем Голушко. Так истеблишмент молодой державы с первых дней своего независимого состояния оказался на реальном или мнимом крючке подписанных в коммунистические времена бумаг.

Формальная проверка на лояльность новому государству состоялась. Но декагебизация, по большому счету, не проводилась. Это в Литве, только что провозгласившей независимость, председателем СБ был назначен Балис Гаяускас — бывший "лесной брат" (местный аналог воинов УПА), который провел в нацистских и коммунистических лагерях 37(!) лет. Он не мог похвастаться дипломом Краснознаменного института КГБ им. Ю. В. Андропова, но поступил так, как велел здравый смысл, — реорганизовал карательную спецслужбу в современную службу охраны государства. Практически всех "ветеранов" отправил за штат, набрав новых, молодых, патриотически настроенных людей. Прошло не так много лет, и именно департамент госбезопасности Литвы собрал и передал в парламент доказательства, что президент Роландас Паксас имеет связи с "международной преступностью", получил $400 тыс. на избирательную кампанию от российского предпринимателя Борисова, которому впоследствии предоставил гражданство. Далее был импичмент и отстранение от должности.

Представить нечто подобное в Украине, увы, невозможно. Было бы здорово, если бы кто-то из академических специалистов взялся написать "Историю СБУ". Не сервильную, правильную многотомную эпопею, которую наверняка уже пишут или давно написали сотрудники академии, готовящей кадры для службы, а позорную, честную и страшную правду о том, чем занимался все годы независимости правоохранительный орган специального назначения, главной функцией которого, по идее, является обеспечение государственной безопасности страны.