Сто тридцать две партии допущены Центризбиркомом к участию в октябрьских выборах в местные органы власти. Среди них и представленные в парламенте гранды, имеющие историю каких-никаких успехов, и однодневки, созданные с весьма прозаической целью — быть проданными "под ключ". Многие из ныне известных партийных брендов были созданы на основе вот таких купленных за несколько тысяч долларов фейковых организаций, имеющих, тем не менее, государственную регистрацию, формально существующие областные и районные ячейки, печать, банковский счет. Офис в большинстве случаев отсутствует, членов партии не сыскать, есть только председатель — держатель пакета документов. Этого, как показывает опыт, достаточно, чтобы найти клиента, не желающего строить партию с нуля.
Настоящих партий за малым исключением у нас действительно нет. Ни созданных по образу и подобию КПСС (реальное фиксированное членство, взносы, обязательное участие в партийной жизни и т. д.), ни подобных западным аналогам, имеющим ровно столько членов-сторонников, сколько из них пожелали перечислить ежегодный взнос на поддержку любимой партии. Реально существующие организации, способные провести избирательную кампанию по всей стране, можно посчитать на пальцах одной руки.
До ликвидации партии Симоненко и еще двух, имевших в названии слово "коммунизм", КПУ могла похвастать реальными членами. Как ни странно, их идеологический антипод — Свобода — тоже. В какой-то степени и Батькивщина. Остатки Народного руха кое-где подают признаки жизни. Из новых политобъединений — Демократический альянс, Сила людей имеют пусть немного, всего несколько сотен на страну, но вполне осязаемых активистов. Это почти все.
Все остальные, включая имеющие парламентское представительство, эфемерны. Попробуйте "в миру" разыскать рядового члена, не депутата Верховной Рады и не кандидата в местные депутаты, к примеру от Народного фронта или Оппозиционного блока. Их нет. У партии премьер-министра Яценюка их и не было никогда. А у бывших регионалов рядовые партийцы были, но без админресурса удержать сторонников, как оказалось, совсем непросто.
А ведь в нашей недавней истории, каких-то 20–25 лет назад, были отличные примеры. Когда без олигархических денег, поддержки общенациональных СМИ, без интернета и мобильной связи группы единомышленников — от людей левых взглядов до радикальных националистов — находили себе подобных, проводили содержательные съезды, где каждый мог выступить, а активные и разумные люди легко делали партийные и политические карьеры. Помню, как на одном из съездов Украинской республиканской партии, первой некоммунистической альтернативной силы, был замечен и сразу стал зампредседателя всей партии скромный учитель из Бородянского района Киевской области. А уже через пару лет он, а речь идет о Романе Безсмертном, уже был парламентарием, секретарем группы "Конституционный центр" и вскоре постоянным представителем президента в Верховной Раде.
Только ленивый не вставил в партийные списки своих протеже, без имени, заслуг и декларируемой на момент выдвижения позиции по главным городским проблемам. Эти люди не станут ничего менять. Они будут только делить и присваивать
Сейчас таких карьер в публичной политике не делают. Так как нет никакой политики. Одни маневры и перебежки из одного одноразового "проекта" в другой. А запрос на новую, неолигархическую, открытую политику есть.
Одной из незанятых ниш является либеральная. Ниша партии свободы и рыночных реформ. Пока же не везет Украине на либералов. Первыми решили "поюзать" красивое название "донецкие" олигархи 1990-х — Игорь Маркулов, Евгений и Владимир Щербани. В идеологические тонкости они особо не вникали. Ни о каком примате индивидуальных свобод и поддержке свободного рынка речь не шла. Называясь Либеральной, партия ничем фактически не отличалась от Народно-демократической, Аграрной, Социал-демократической (объединенной) и прочих "партий власти".
Впрочем, так же и сейчас. Думаю, что и сами Яценюк с Порошенко не способны объяснить, что отличает людей премьера, купивших избирателей на слоган "сильная команда для сложных времен", от членов партии президента. Смешно и цинично одновременно выглядит информация о том, что лозунги для нынешней кампании БПП "Солидарность", которыми завесили всю страну, разработала депутат от Народного фронта Виктория Сюмар. "Спасем страну", мол.
На этой неделе начинается выдвижение кандидатов в депутаты местных советов. Первыми "открылись" фавориты из правящей партии. Их списки по Киеву — яркий пример старой политики, когда партии реально плевать на избирателя. Там нет общественных активистов, нет "сумасшедших", воюющих с незаконными застройками, уродующими старый город, нет активистов ОСМД, нет вообще мало-мальски авторитетных людей. Зато есть множество действующих депутатов горсовета (включая одиозных, поменявших не одну партию и не один "майбах"), безликих чиновников, никому не известных бизнесменов. Ну и куча помощников народных депутатов. Только ленивый не вставил в городские списки своих протеже, без имени, заслуг и декларируемой на момент выдвижения позиции по главным городским проблемам.
Эти люди не станут ничего менять. Они будут только делить и присваивать. Город, в котором на центральной площади проходила феноменальная акция гражданского протеста, не способен получить власть, достойную собственных граждан.
То же самое и в других городах. В Одессе есть глава ОГА Саакашвили, но нет партии, которая бы не словом, а делом реализовывала реформаторские инициативы на муниципальном и политическом уровнях. Людей свободы трудно приручить и еще труднее подкупить, но их можно увлечь проектами реальных преобразований. Партия как инструмент не появится в одночасье. На ее строительство нужно потратить кучу времени, и, обходя всех верящих в возможность изменений людей, придется стоптать кучу башмаков. Пока этого не делает никто. И мы тормозим, теряя энергию общества, и в очередной раз подтверждаем слова историка Ярослава Грицака о том, что мы удивительный народ, который никогда не упустит шанс потерять шанс.