Пролетая над свободой слова. Что делать с шоу Савика Шустера
Почему отключать Шустера нельзя, но и смотреть невозможно
На мой взгляд, Савик Шустер — настоящая телезвезда, талантливый шоумен и создатель телеформатов, обаятельный рассказчик и неординарный человек. Но его главная характеристика все же иная — он расчетливый и успешный бизнесмен. И эта характеристика, пожалуй, определяющая в оценке его деятельности. Это не плохо и не хорошо, это факт.
Его программа "Шустер Live" — самая популярная среди политических и самая политическая среди тех, которые смотрят украинцы. И уже двухразовый невыход в эфир на топовом канале — повод поразмышлять, что же случилось. Ведь такого, как пишут боты в Facebook, "не было даже во времена Януковича". Да, это сигнал.
Наступление на свободу слова? Первое сообщение пресс-службы "1+1" вызвало определенные подозрения: "Канал считает, что в ситуации, сложившейся сегодня в стране, общество напряжено и политизировано, и мы не готовы накалять ситуацию еще больше". Заговорили о том, что якобы Администрация президента надавила на собственника "плюсов" Игоря Коломойского. Угу, на это было бы интересно посмотреть и особенно, зная речевые способности Игоря Валерьевича, послушать. Да и доказательств давления за две недели так никто и не отыскал.
Не считать же объяснением слова Шустера, что властям неприятно видеть, как растет рейтинг Юлии Тимошенко в студии его программы. Может быть, и неприятно, но почему тогда не государство двигает мускулами, а Коломойский взял на себя репутационные и финансовые издержки из-за невыхода программы в эфир? Зачем ему "таскать каштаны из огня" в интересах Порошенко? Олигарх показал красную карточку программе, которая делает именно то, что нужно ему лично, — медленно, но уверенно сжирает рейтинг правящей команды, ослабляя ее.
Следовательно, проблема существует не по линии Шустер — власть, а по линии Шустер — Коломойский. Компания Савика производит программу, канал ее размещает и платит, не имея возможности влиять на содержание, — так вкратце выглядит договор. И с одной и с другой стороны работают квалифицированные юристы, которые выписали все обязательства и форс-мажоры. И, тем не менее, несмотря на подписи и печати, Коломойский дал распоряжение убрать программу из эфира — "остался ряд несогласованных юридических моментов, для решения которых нужно время". Бизнес-конфликт — ни больше, ни меньше.
Савик сам по себе и его программы стали наживкой, которую наивные украинцы проглотили, не глядя. Соскочить с этого крючка, как оказалось, непросто. Многие даже голосуют на выборах за того, кто громче и больше всех кричит у Шустера: "Он, она, они крадут!" Именно так в большую политику ворвались многие популисты
Феномен Шустера — яркое проявление так называемого карго-культа, цена за местечковость нашего телевидения, его менеджеров и отечественной политики. Он всегда умело балансировал на канате, с одной стороны которого надпись мелом "журналистика", а с другой — надпись позолотой "бизнес". Он всегда был слугой этих двух господ. Зрительского успеха и политических денег, на которые этот успех и создавался.
Он прилетел именно к нам! Обладатель двух паспортов — канадского и итальянского. Полиглот. Человек с историей, в которой было все — от борьбы за свободу слова до рискованных и авантюристичных поездок в Афганистан. Человек с таким бэкграундом не мог не понравиться украинскому телезрителю. И действительно, флер биографии, феромоны прямого эфира и возможности живой телевизионной дискуссии в прайм-тайм погнал в студию Савика — сперва на ICTV, а потом везде — людей амбициозных, циничных и непобедимых. Политиков. А у них так устроено: если А пошел на эфир, то и Б должен там быть, а следовательно, и В. И, конечно же, как обойтись без "перчинки" — политика Г…
Если интересы политиков были удовлетворены сполна, то в чем был интерес зрителя? Получить максимум информации от первых лиц. Да, нам именно это и обещали. И вначале с уверенностью наперсточника украинцам показывали самых главных героев недели, которые говорили что хотели, и это была отдушина на фоне того, что происходило в других программах. Но это была не свободная журналистика, а чистый бизнес. "Человек рыночный" — так характеризует российский публицист Иван Толстой нашего героя в интереснейшем тексте, опубликованном в журнале "Знамя". Он есть в интернете, его легко найти.
Савик сам по себе и его программы стали наживкой, которую наивные украинцы проглотили, не глядя. Соскочить с этого крючка, как оказалось, непросто. Многие даже голосуют на выборах за того, кто громче и больше всех кричит у Шустера: "Он, она, они крадут!" Именно так в большую политику ворвались многие популисты. Общим местом критики является обвинение в манипулятивных технологиях в программах "Свобода слова" и "Шустер Live". В большинстве случаев технологии эти не очень сложные, и обозреватели "Телекритики" не раз Шустера на них ловили. Но каждый раз слова вдогонку звучат в тысячу раз тише, чем слова в эфире очередного популярного телеканала.
Отключать Шустера нельзя. Но и смотреть его тоже нельзя.