Карточный домик Порошенко. Почему увольнение Яценюка лишь усугубит кризис

Добившись свержения Яценюка, Порошенко сам вместо бывшего главы Кабмина становится мишенью, полностью открытой для критики

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Отставка премьер-министра Арсения Яценюка ожидалась давно, но в условиях углубляющегося социально-экономического и политического кризиса и, особенно, на фоне острой критики и обвинений в коррупции в адрес президента Петра Порошенко уход премьера только запутал ситуацию в стране. Узел политических противоречий затянулся еще туже и уже не может быть развязан нынешними политиками.

При этом Народный фронт (НФ) остается в парламентском большинстве и сам бывший премьер Яценюк явно не собирается уходить из большой политики. Это временно разрешает парламентский (но не политический) кризис, и тем депутатам, которые не успели получить взятку за свое вхождение в новую коалицию, остается лишь рвать на себе волосы и жаловаться на судьбу. Теперь у Блока Петра Порошенко (БПП) и НФ вполне хватает голосов для новой-старой коалиции, а значит, президенту Порошенко уже не надо, как в свое время Януковичу, скупать мандаты торгующих своим политическим предательством представителей других фракций или мажоритарщиков. Вполне возможно, что в результате отставки Яценюка мы получим, довольно скоро, нового премьер-министра с неприличной близостью к "политическому телу" президента Порошенко.

Но после этого трудности только начнутся. Например, такая расстановка сил окончательно омрачит будущее одного из самых ярых противников Яценюка, Юрия Луценко. Теперь он может забыть о своем авантюрном желании порулить Генпрокуратурой. НФ сделает все, чтобы это политик пострадал за свои нападки на Яценюка, а Порошенко быстро почувствует всю хрупкость свой политсхемы.

"Формальная смена премьер-министров по воле президента Порошенко — лишь попытка гаранта уйти от ответственности, перераспределить финансовые потоки в пользу своего окружения и обойти острое требование общественности о перезагрузке политической системы"

Уход Яценюка со своего поста — с сохранением влияния в парламенте — не означает сплошной политической удачи и для президента Порошенко. Получается, что главе государства нужно было лишь поставить в Кабмин "своего" управляемого человека, а не радикально изменить социально-экономическую политику — то есть, дело во власти, а не в любви к Украине. Таким образом, формальная смена премьер-министров, по воле президента Порошенко, во время глубокого социально экономического кризиса и войны с Россией оказалась лишь попыткой гаранта уйти от ответственности, перераспределить финансовые потоки в пользу своего окружения и, самое главное, обойти острое требование украинской общественности о радикальном очищении власти и кардинальной перезагрузке всей политической системы. Отказ от перевыборов лишь усугубит политическую судьбу президента и его премьер-министра, ибо украинское общество почувствует себя обманутым. В Украине будет зреть мнение, что мы имеем дело не только с пронырливыми жуликами и бизнесменами под видом политиков, но и с людьми, которые любой ценой цепляются за власть.

Вместе с тем, добившись свержения Яценюка, Порошенко сам вместо бывшего главы Кабмина становится мишенью, полностью открытой для всей критики. И теперь нести политическую ответственность ему придется уже не только за собственные коррупционные схемы и неэффективную политику, но и за своего протеже на посту премьер-министра страны.

Все это определенно ускорит темпы разочарования правящей верхушкой страны. Поскольку одно дело, когда президент не может, но очень старается управлять страной, и совсем другое — когда он не хочет вытаскивать Украину из кризиса, а только цепляется за власть, тянет время и обогащается. Два этих оценочных суждения отличаются так же, как диагноз и приговор: в первом случае еще можно надеяться, что глава государства одумается и изменится в лучшую сторону, но во втором речь уже идет о его отстранении от власти.

Кроме того, уход в отставку Яценюка и "скоропостижное" избрание следующего премьера — ставленника администрации президента — создает еще одну проблему: украинскому парламенту придется выбирать нового спикера. Народный фронт требует, чтобы главой Верховной рады стал Андрей Парубий — это одно из условий участия политсилы в парламентской коалиции. Но не стоит думать, что Порошенко с легким сердцем отдаст этот пост представителю НФ.

"Если правительственная программа Гройсмана получит устойчивый вотум доверия в Верховной Раде — значит, на год в Украине установится временное спокойствие. Но если этого не произойдет — предыдущие и будущие действия президента резко обесценятся"

Во-первых, управлять Парубием из кабинета президента будет гораздо сложнее, чем это было в случае с Гройсманом. Во-вторых, в работе парламента президенту придется часто обращаться к "пятой колоне" Кремля, к депутатам-регионалам, с которыми у него сложились неплохие рабочие и политические отношения. И едва ли Парубий, который позиционирует себя как патриот Украины и враг Кремля, захочет стать соучастником подобного сотрудничества — это стало бы сокрушительным концом его политической карьеры. То есть использование широкой коалиции БПП и ОППО под крышей Парубия станет проблематичным или малоэффективным.

Есть еще один неожиданный, тонкий момент в конституционных отношениях нового главы Верховной Рады и президента Украины. В случае болезни Порошенко или покушения на него и. о. президента становится именно председатель парламента. А это уже задевает интересы России в Украине. Не забывайте, что план президента Порошенко по получению полного контроля над Кабмином и Верховной Радой надо обязательно согласовать если не с США, то с Кремлем. И нет гарантий, что президент РФ Владимир Путин согласится с предложением Порошенко выбрать активного врага России и одного из лидеров Майдана главой Верховной Рады, подозревая, что за этим ходом стоит Вашингтон. Так недалеко и до разрыва дипломатических отношений с Россией и объявления России военным агрессором.

Наконец, самый сложный для президента Порошенко вопрос — о программе нового правительства, которое в любом случае будет находиться под жестким контролем МВФ. Ясно, что Народный фронт не будет голосовать за что-то принципиально отличающееся от того, чем занимался их премьер Яценюк в Кабмине. Новая оппозиция также не будет голосовать. И именно в этом, а не в фигурах политической схемы Порошенко заключается основная интрига нынешней игры. Если правительственная программа Гройсмана получит устойчивый вотум доверия в Верховной Раде — значит, на год в Украине установится временное спокойствие. Но если этого не произойдет, — все остальные, предыдущие и будущие действия президента резко обесценятся и кризис только усилится. Впрочем, вероятнее всего, правительство Гройсмана застрянет в подвешенном состоянии до тех пор, пока основные политические силы полностью не подготовятся к досрочным выборам. Нужно будет лишь определиться — будут это президентские или парламентские выборы.

Источник: Facebook Виктора Небоженко