Изображая жертву. Зачем в Польше ставят в один ряд Гитлера и Хмельницкого

Во главе этой прекрасной страны стоят сердитые люди с уязвленным чувством собственного достоинства

Фото: photographers.ua
Фото: photographers.ua

Политики, превозносящие идею исключительности собственной нации, похожи друг на друга как кармические близнецы. У истории своеобразное чувство юмора на этот счет

Свежий пример: премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, выступая с лекцией по польско-еврейским отношениям в городе Холм, неожиданно цитирует некоего раввина, который из всех иродов рода человеческого особенно выделил троих: Гитлера, Гиммлера и Хмельницкого. В соответствующей транскрипции все эти фамилии начинаются на одну букву — H. Все это может показаться недоразумением, притом несвоевременным, ведь события, к которым апеллируют и закон, и премьер-министр, принадлежат далекому и в целом проработанному со всех позиций прошлому. Ну право же, каких таких уточнений и дополнительных акцентов требует трагедия Второй мировой? И тем более, за какие дефекты современности может держать ответ гетман Хмельницкий?

Відео дня

Но для самих инициаторов законодательных новшеств вроде нашумевшего польского закона об Институте национальной памяти, подобные заявления, очевидно, следуют четкой и весьма актуальной логике. Эта логика безраздельно владеет умами националистически ориентированных политиков вне зависимости от их национальной принадлежности. Приверженность этой логике позволяет решить тактические задачи по удержанию власти и поддержанию эмоционально-психологического гомеостаза в обществе. А если говорить начистоту, то речь попросту идет о легитимации избыточных агрессии, гнева и фрустрации, которые, очевидно, руководят теми, кто сегодня руководит Польшей. Во главе этой прекрасной страны стоят сердитые люди с уязвленным чувством собственного достоинства.

У жертвы другого режима, тоже одержимого "восстановлением исторической справедливости", режиссера Кирилла Серебрянникова есть гениальный фильм "Изображая жертву". Главный герой работал в убойном отделе статистом для реконструкции сцен преступления. В его должностные обязанности входило изображать убиенного, пока следователи, понятые и подозреваемый восстанавливают детали происшествия. В конце концов главный герой сам стал убийцей. Но не потому, что насмотрелся жестоких сцен. Скорее наоборот. Желание изображать жертву служило ширмой для его собственной ненависти и безысходности — чувств, которым он в какой-то момент просто позволил дать выход.

Точно так же работает и позиция жертвы в политике. Стремление законодательно запретить отрицание преступлений, совершенных нацистским режимом и его приспешниками, на территории Польши и в отношении польского народа выглядит как попытка реконструировать преступление, чтобы изобразить его жертву.

Ведь ущерб, нанесенный Польше немецкой оккупацией, и так никто не отрицает. В первую очередь Германия. Канцлер Ангела Меркель на этой волне заявила, что Германия несет всю полноту ответственности за Холокост.

Что исторически, кстати, не совсем справедливо. В любой стране Европы в те времена антисемитизм был почти приличным. И жители оккупированных территорий нередко становились соучастниками убийств — кто из страха за свою жизнь, а кто и из удовольствия отнять чужую. Ненависть не имеет никакой привязки к национальности, это универсальная болезнь всего человечества. Но увидеть в самих себе и принять эту темную сторону человеческой натуры дано не каждому. Да что там, практически никому.

Каждый народ в своей истории проходит периоды, когда этой тьмы становится слишком много. А значит, ему требуется больше усилий, чтобы эту тьму в себе отрицать

Нужны новые запретительные законы. Нужен кто-то, кто будет воплощать все страшное, мерзкое и злобное. Кому можно безопасно приписать кровожадные намерения и чьей жертвой себя назначить. На какое-то время эта тактика позволяет канализировать растущую ненависть. Бандеровцы, фашисты, евреи. Но это очень опасная игра. Рано или поздно ненависть возьмет свое.

Как взяла в России. С 2009 года тамошние ревнители исторической "правды" носились с идеей законодательного запрета на пересмотр итогов Великой Отечественной войны, то есть на отрицание победы СССР. Хотя кто ее, победу, отрицал? Если что-то и требовалось прояснить в отношении той войны и той победы, то это вопрос о соразмерности жертвы и ценности человеческой жизни. Но прояснение этих вопросов потребовало бы снять заговор отрицания с преступлений другого режима, сталинского. А это, в свою очередь, подорвало бы право нынешнего российского режима приносить любые жертвы и оплачивать любым количеством жизней собственные политические амбиции и агрессивные планы.

Уже этих двух примеров, подпирающих Украину с запада и востока, достаточно, чтобы с подозрением относиться к малейшим поползновениям наших собственных отечественных политиков законодательно запретить что-нибудь отрицать. Даже с учетом того факта, что Украина сегодня является жертвой агрессии — не воображаемой, а вполне реальной, области тьмы в нашем политическом бессознательном все равно есть, и они весьма обширны. Рано или поздно их придется исследовать, мобилизовав для этого все силы и все мужество, какое только возможно.

В противном случае Украина вечно останется заложником пагубного сценария про жертву, агрессора и отрицание.