Реванш или глупость. Главные выводы из дела Бубенчика

Если вы принимали участие в событиях Майдана, борьбе с титушками, тыловыми сепаратистами и ватниками — лучше молчите. Кто знает, каким боком вам это потом вылезет 

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Последняя история с Иваном Бубенчиком выделяется даже на общем фоне привычно абсурдных новостей. Еще бы — ведь она была воспринята как попытка пересмотреть итоги Майдана, поменять местами "правых" и "виноватых".

На защиту Бубенчика встали многие — от ультраправых до главы Минздрава Ульяны Супрун, это дело стало топ-темой в медиа. После того как прокуратура дала задний ход, скорее всего, особого прогресса по этому делу мы не увидим. Самое время сделать определенные выводы.

Оказалось, что четыре с хвостиком года — достаточное время для того, чтобы майдановские события размылись в памяти многих граждан. Никакого "перемирия" утром 20 февраля 2014 года не было, даже если в определенном месте в центре Киева кто-то несколько часов друг в друга не стрелял. По всей Западной и Центральной Украине, кое-где — на юге и востоке с 18 февраля не прекращались стычки, штурмы, драки, поджоги, похищения. И несколько выстрелов возле Майдана никак не могли изменить ситуацию — было очевидно, что решающая битва между властью и майдановцами неизбежна. Хотя и стоит отметить, что, по свидетелям некоторых очевидцев, противостояние в центре Киева возобновилось как раз после выстрелов из консерватории.

Одновременно с этим часть граждан на полном серьезе пытается отрицать факт применения протестующими оружия. Да, абсолютное большинство времени Майдан был мирным и принялся стрелять лишь в последние дни противостояния, когда оставалось лишь две альтернативы: либо победа, либо тюрьма-эмиграция-смерть. Народное восстание — это совершенно особая правовая (или неправовая) реальность, оценивать ее понятиями "мирного" времени в корне неправильно. Понятия "справедливость" и "законность" в такое время особенно остро вступают между собой в конфликт.

К удивлению многих, позицию прокуратуры (важно уточнить — департамента спецрасследований под руководством Сергея Горбатюка) поддержали и некоторые защитники родственников Небесной сотни, например Виталий Тытич. Главный аргумент: без расследования убийств силовиков нельзя достоверно установить полную картину тех событий, в частности и убийств участников Майдана. А закон об амнистии всех протестующих, принятый Радой по горячим следам, выписан из рук вон плохо и реально мешает расследованию.

Да, возможно, все так и есть. И надо расследовать действительно каждый эпизод и не закрывать глаза ни на одно убийство, ни на одну смерть.

Возможно, общество в целом и сам Бубенчик прежде всего были бы заинтересованы в том, чтобы эту историю максимально объективно расследовали, чтобы расставили все точки над "і"

Но напомню: на данный момент за преступления на Майдане отбывает реальный срок в тюрьме один человек. ОДИН. Да и тот — просто титушка. Собственно, это и вызвало самое большое возмущение — вся правоохранительно-судебная система за четыре года смогла посадить за решетку только одного антимайдановца, но внезапно решила зайти с другой стороны. Неужели действительно именно расследование эпизода по Бубенчику — это то, чего им не хватало для полноценного раскрытия всех преступлений против Майдана?!

И, конечно же, вся эта история была проведена с привычным для украинских правоохранительных структур слоновьим изяществом. Перманентно конфликтующий с Юрием Луценко Сергей Горбатюк внезапно решает обвинить участника Майдана в убийстве так называемых правоохранителей, требует посадить его под арест, к зданию суда приходят пару сотен неравнодушных украинцев, поднимается крик на весь Фейсбук, генпрокурор решает воспользоваться ситуацией, забирает дело у Горбатюка и передает своему заму Анжеле Стрижевской, дело переквалифицируют, ареста Бубенчика уже никто не требует, но Горбатюк не сдается и собирается оспорить действия своего шефа.

Подведем итоги. Не сумев наказать ни одного беркутовца или другого силовика за четыре с лишним года, прокуратура решила покарать майдановца, дав повод говорить, что контрреволюционный реванш уже не просто на горизонте, а фактически начался. Прокуратура и власть в целом получают закономерный ушат помоев себе на голову и включают задний ход. Легитимность нынешней послереволюционной Украины ставится под вопрос ее же властью. Антимайдановские конспирологи и российские пропагандисты довольно потирают руки.

И самый очевидный вывод. Если вы принимали участие в событиях Майдана, борьбе с титушками, тыловыми сепаратистами и ватниками и подобных мероприятиях — лучше молчите. Кто знает, каким боком вам это может вылезти.