София не киевская. Почему диалог Гройсмана с роботом напоминал общение с внеземной цивилизацией

Никогда не угадаешь, куда нас заведут новейшие технологии – в совершенно незнакомое будущее или плохо забытое прошлое

Фото: facebook.com/volodymyrgroysman
Фото: facebook.com/volodymyrgroysman

Робот София имеет много потрясающих воображение способностей. Она умеет шутить, адаптироваться к поведению находящихся рядом людей и "знает" более 60 эмоций. Однако одна вещь ей удается довольно плохо – спонтанный диалог, когда вопросы неожиданны, а ответы импровизационны.

Этим робот София близка представителям отечественного политического класса, для которых запастись запрограммированными ответами на заранее известные и понятные вопросы куда предпочтительнее, чем непринужденно общаться с людьми, от которых неизвестно чего ожидать.

Возможно, поэтому София выглядела совершенно органичным участником протокольного мероприятия премьер-министра Украины – встречи с детьми и подростками, увлеченными робототехникой и конструированием. С "учащейся молодежью", если коротко.

Несмотря на футуристичную повестку, встреча была организована в лучших номенклатурных традициях, в виде заседания. Неслучайно в украинском политическом дискурсе именно "заседание" чаще всего используется как обозначение или воплощение правительственной работы, а не "дискуссия", "встреча" или (ни в коем случае!) "дебаты".

Важен именно процесс совместного сидения, а не что-либо иное. И они сидели: премьер, министр образования, дети, венчурные инвесторы, переводчик, робот София и ее IT-менеджер. И эта картинка не выглядела фантасмагорией, по крайней мере, не больше, чем кадры из прочих абсурдистских событий украинской политики.

Владимир Гройсман поделился с присутствующими своими воспоминаниями о посещении радиокружка в прошлом и видением перспектив развитии национальной экономики в будущем. Пока он говорил, детям было явно скучно, а венчурным инвесторам непонятно. Лилия Гриневич хорошо поставленным голосом профессионального педагога произнесла мотивирующую речь о развитии детских талантов.

Дети чуть оживились (видимо, сработала рефлекторная реакция на учительские интонации), но заскучал Гройсман. Инвесторам снова было непонятно. Робот София ответила на премьерский вопрос "Что ты знаешь об Украине" статьей из Википедии про черноземы, "Щедрик", самолет "Мрия" и конституцию Пилипа Орлика.

Тщетностью попыток наладить осмысленную коммуникацию мероприятие очень напомнило первый в мире сеанс радиосвязи с внеземными цивилизациями, осуществленный в 1964 году

Тогда из Евпаторийского центра дальней космической связи в бесконечность были отправлены три слова: мир, Ленин, СССР. Как и советским ученым, участникам "заседания" было жизненно необходимо держаться за знакомые формы и форматы при встрече с чем-то совершенно новым. Будущее, от которого тоже неизвестно чего ожидать, пугает посильнее непредсказуемых людей.

Но самой эмоционально значимой темой визита, пожалуй, стали взаимоотношения робота и человека. Журналисты спрашивали Софию, возможна ли любовь между человеком и роботом. Дети спрашивали премьер-министра (с его слов), заменят ли роботы людей совсем, или на человеческую долю останется хоть какая-то работа. Марк Гинзбург, инициатор визита Софии в Украину, сказал, что этот робот обладает "некоторыми качествами женщины", хотя ей специально не делают красивую прическу, а каждая вторая новость по данной теме в отечественных СМИ касается "женщины-робота", у которой нет ног.

Владимир Гройсман, "знакомясь" с Софией, жестом одновременно покровительственным и интимным погладил робота по лицу, изумившись теплоте ее "кожи". В эфире утреннего телешоу Софии дарили букет цветов и целовали в щеку, честно спросив на то разрешения. Дэвид Чен, глава создавшей робота Софию компании Hanson Robotics, не скрывает, что их конечная цель - робот, способный не только подменить человека в физически тяжелом труде или интеллектоемких операциях, но и выполнять эмоционально затратные работы вроде ухода за детьми, пожилыми людьми и так далее.

Пугающая двойственность статуса Софии, от которой встреченные ею люди требовали одновременно и технологической изощренности, и человеческой теплоты накладывалась на еще более пугающую неопределенность людского будущего в сосуществовании с новыми существами или, как их назвал Гинзбург, "субъектами".

Сталкиваясь с этой неопределенностью разные страны, наверное, будут применять разные стратегии – от полной открытости новому опыту до максимальной консервации традиционного уклада с погружением в архаичные, патриархальные практики. На пресс-конференции прозвучало: "Основное призвание Софии – демонстрировать всем нам, что будет завтра и послезавтра".

В отношении Украины София продемонстрировала, что завтра здесь, вероятно, будет то же, что и вчера.

Чтобы не бояться пришествия роботов, нужно научиться не бояться людей – со всей их непредсказуемостью, желанием участвовать в спонтанных диалогах и фантазиями о лучшем будущем.