Европейский гамбит. Кто займет рабочие места в Украине после бегства наших работников
Чем обернется для Украины возможная "миграционная лояльность"?
Весь цивилизованный мир охотится за человеческим капиталом и трудовыми ресурсами. Это тренд и от него не убежишь. В этом отношении украинцы являются желанными для рынка труда в странах ЕС – образованные, квалифицированные, законопослушные, легко интегрируются в европейскую среду. И главное – готовы много работать за существенно меньшие деньги.
Поляки, к примеру, на уровне национальной программы привлекают миллионы наших сограждан в качестве трудовых мигрантов. Делают ставку на молодежь, которая легко ассимилируется и покидает родину безвозвратно.
Такую же политику проводит Словакия. Венгрия и Румыния пошли по пути предоставления гражданства украинцам. Даже Германия приняла решение, которое, по сути, открывает для украинцев свой рынок труда. Теперь обладатели биометрических паспортов смогут официально трудоустроиться в Германии, а не пребывать там на положении нелегалов. Это очень мощный импульс для резкого увеличения трудовой миграции из нашего региона.
Цифры говорят сами за себя. На сегодняшний день Европа уже принимает от пяти до семи миллионов украинцев. Из них не менее двух миллионов работают в Польше. Эксперты утверждают, мы входим в первую десятку стран-доноров международных мигрантов в мире.
И речь идет не только о богатом и преуспевающем Западе. Несмотря на пятилетний конфликт с Россией 2–4 миллиона наших граждан постоянно работают у северного соседа. Причем туда мигрируют высококвалифицированные специалисты. Так, около 30% николаевских корабелов работают сегодня в РФ, выполняя, в том числе, программу модернизации российского флота.
И только Украина, как говорится, сидит и ждет. На уровне государства у нас нет ни единой программы по предотвращению миграции. Нет даже убедительных количественных данных, не говоря уже об исследовании мотивов выезда, планов касательно возвращения и его условий, влиянии на экономику денежных переводов из-за рубежа и т. д. Это катастрофа, масштабов и последствий которой общество еще не осознало.
В целом Украине необходимо не менее 15 миллионов работающего населения для обеспечения экономического развития и социальной политики
Сегодня, по самым оптимистическим прогнозам, у нас работает менее 12 миллионов.
Кроме того, к 2030 году прогнозируется снижение численности трудоспособного населения на 5-6 млн человек. Возникает вопрос – кто же заполнит этот вакуум? Как вариант – беженцы из всего мира. Фантастика? Возможно. Хотя…
Известно, что Чехия, Польша, Венгрия, Румыния уже отказались принимать беженцев из стран Азии и Африки даже под угрозой санкций. В свою очередь, Германия, Франция, Италия сталкиваются не только с масштабными протестами, вопрос беженцев перерос в одну из главных политических проблем.
Даже соседняя Польша, которая испытывает дефицит трудовых ресурсов, отказывается пересматривать свою миграционную политику. Сознательно идет на конфликт с ЕС, соглашаясь платить штрафные санкции, так как понимает, что беженцы станут неподъемным грузом для ее экономики и могут привести к серьезным конфликтам.
Не менее интересный момент – дружеский жест Германии, а затем и Чехии, которые признали Украину безопасной страной. Проявление европейской солидарности? Приятно, конечно. Хотя это может быть одним из шагов подготовки к переброске части беженцев в Украину.
Теперь ЕС принимает решение, что страны могут откупиться от приема беженцев. То есть, если страна не хочет пускать к себе явно социально проблемную публику, она может заплатить слабым и зависимым странам (Украина здесь подходит идеально), которые за деньги примут кого угодно.
Экономическое положение Украины таково, что как и в случае с лесом-кругляком дальнейшие перспективы кредитования и помощи увяжут с вопросом приема беженцев. Пока что мы не знаем, какова реальная позиция украинской власти в этом вопросе. Хотелось бы поскорее ее узнать.
Если Германия, с ее колоссальными финансовыми возможностями, дисциплиной и порядком, не смогла справиться с проблемой беженцев, то не обернется ли для Украины возможная "миграционная лояльность"катастрофическими последствиями? Это тоже вопрос, на который власть уже сейчас должна ответить.
Напомню, что у нас есть своих полтора миллиона беженцев – из Крыма и Донбасса. Они что, не в счет? Хотя, в бюджете, как видим, нет денег, чтобы обеспечить людям комфортную адаптацию на новом месте. А вот желание принять чужестранцев, за хорошую компенсацию, целиком вписывается в логику украинской далеко не стратегической политики. Ведь, как говорится, после нас хоть потоп.