Искусство переобувания. Как найти золотую середину между протестом и покорностью власти

За неприятием плохой власти всегда стоит фантазия о власти хорошей, доброй, идеальной

Фото: Нонплан
Фото: Нонплан
Related video

Спустя всего неделю, как Владимир Зеленский официально стал президентом, интернет-сообщество Украины накрыли новые скандалы и конфликты. Кто-то стал считать проколы новоизбранного, кто-то составил петицию об отставке, которая сходу, за три дня набрала 50 тысяч голосов.

Многие обсуждали кадровые назначения, а многие с успехом этими "кадрами" стали. В народе таких часто называют "переобувшимися". Рассмотрим этот "вопрос с обувью" подробнее.

"Переобуться" на околополитическом сленге означает поменять отношение к новой власти с протестного на лояльное. То есть признать лидера, чье право на власть еще недавно горячо тобой оспаривалось, и выразить ему/ей свое почтение. "Переобуться в прыжке" - значит сделать это максимально быстро, почти инстинктивно и не задумываясь.

Можно, конечно, потешаться над беспринципностью и другими слабостями характера переобувшихся. Охота за подобными эпизодами - довольно распространенное guilty pleasure в поствыборный период. Менее приятная правда заключается в том, что большинство из нас являются носителями "генов переобувания", имя которым - конформизм и лояльность.

У конформизма, то есть инстинкта соглашаться с мнением большинства, плохая репутация. "Все зло в мире происходит с молчаливого согласия конформистов", "политика соглашательства - это удобное оправдание, чтобы не жить собственным умом и не платить за последствия собственных поступков", ну и так далее.

У приличных людей хорошим тоном считается слыть нонконформистами, хотя "приличия" - это ни что иное, как производная конформизма. Избиратели, оказавшиеся по итогам президентских выборов в меньшинстве, немедленно институциализировали себя как группу, общность - со своими принципами, моралью и целями. Это тоже своего рода способ справиться с тревогой и горечью поражения. Ничего личного. Факт отличия индивидуального мнения от мнения большинства наш мозг сразу интерпретирует как ошибку.

Человеческая потребность во что бы то ни стало прийти к общему знаменателю в виде правил поведения или моральных суждений, не хороша и не плоха сама по себе. Это просто стратегия выживания, которую мы даже не выбирали - эволюция сделала все за нас. Все дело в валентности этого общего знаменателя, точки сборки суждений и правил, к которым присоединится большинство. Вот это как раз результат выбора - великого или ужасного.

Рука об руку с конформизмом обычно идет лояльность к власти: мы существуем не просто в коллективах, а в иерархически организованных коллективах. Поэтому субъективное чувство правоты инстинктивно завязано и на согласие с лидером. Часто - это всего лишь инстинкт самосохранения. Мы - вид с обширной историей тираний и деспотий. Но даже в вегетарианских условиях демократии лояльность не утратила своей силы.

Трудно оценить, какая часть граждан всегда поддерживает на выборах партию власти - любую, лишь бы власти. Предположим, в диапазоне между 5% голосов, отданных за Виктора Ющенко в 2010 году, а это исторический минимум поддержки действующего президента, и 15% проголосовавших в первом туре за Петра Порошенко, который тоже с треском проиграл.

Победитель нынешних выборов Владимир Зеленский собрал рекордный урожай протестных голосов. Три четверти избирателей выразили категорическое несогласие с властью, и сделали это с нескрываемым удовольствием. И это многое говорит о направленности "социальных инстинктов" в современной Украине.

В классическом исследовании конформности Музафера Шерифа участники должны были оценить скорость движения светящейся точки по темному экрану. Добровольцы сначала выдвигали гипотезы в одиночестве. Потом им "подселяли" других добровольцев, у которых были собственные предположения. Иногда мнения расходились существенно - в несколько раз. Однако в результате обсуждений участники эксперимента приходили к более-менее согласованному мнению относительно "реальной" скорости движения. Коварство экспериментатора заключалось в том, что точка на самом деле была неподвижной.

"Точкой сборки" украинского общества на данном этапе являются протестные настроения

Большинство сошлось во мнении, что страна движется медленно и не туда, а должна двигаться быстрее и туда, а виновата во всем прошлая власть, поэтому ее нужно снести.

Право менять власть путем свободного волеизъявления наш народ не получил по разнарядке, а вырвал с кровью. Для некоторых соседних народов это право - недостижимая роскошь, о которой можно только мечтать. Пока их удел - конформизм и лояльность, пусть даже притворные.

Однако "коварство экспериментатора" заключается в том, что привычка к протесту может иметь столь же глубоко невротический характер, сколь и привычка к покорности.

Ведь за неприятием плохой власти всегда стоит фантазия о власти хорошей, доброй, идеальной. Всего-то и нужно для счастья - плохих убрать, хороших поставить. Протест и конформность - стороны одной медали.

Для полного выздоровления от исторического морока деспотий и тираний украинскому обществу предстоит преодолеть культуру протеста столь же решительно, как было покончено с культурой покорности. Ключевые слова тут именно "культура", "привычка".

Поскольку в самих протесте и согласии нет ничего плохого - это всего лишь инструменты, помогающие нам выживать. А для того, чтобы жить, власть не требуется. Нужны совсем другие вещи.

У нас для этого есть целая жизнь. Ну а в ближайшие пять лет мы будем наблюдать, как часть избирателей, проголосовавших за Владимира Зеленского и искренне празднующие сегодня его победу, будут переползать в лагерь скептиков. А многие из тех, кто поддержал Петра Порошенко, будут искать (и находить) все больше аргументов в поддержку того, что новая власть не так уж и плоха.

Такова наша природа - переобуваться по погоде.