Манифест Радуцкого. Что ждет украинскую медицину при новой власти

2019-08-05 15:06:21

1519 155
Манифест Радуцкого. Что ждет украинскую медицину при новой власти

Манифест Радуцкого. Что ждет украинскую медицину при новой власти

Одно из самых ожидаемых и обсуждаемых будущих назначений — на пост министра здравоохранения. Несмотря на то, что Ульяна Супрун открыто заявляет о своей готовности остаться и продолжить свою деятельность, для большинства очевидно, что ее время в МОЗ прошло. Но на кого ее могут заменить?

Михаил Радуцкий, советник Владимира Зеленского по медицинским вопросам и без пяти минут народный депутат, в ответ на такие вопросы даже с некоторым раздражением говорит о том, что во многих странах граждане понятия не имеют кто у них министр здравоохранения — и ничего.

А между тем именно Радуцкого называют одним из наиболее вероятных кандидатов на место Супрун. Многие считают такую кандидатуру не лучшей и не самой логичной: мол, «вместо американской санитарки ставим украинского фельдшера», что, конечно, очень утрированно (потому что и Супрун не санитарка, и Радуцкий — мягко говоря, не фельдшер).

Намного серьезнее выглядит аргумент, что Радуцкий будет прежде всего отстаивать интересы развития частного медицинского бизнеса, создавая условия для вывода бюджетных денег в частные структуры (посредством страхового возмещения из бюджета за случаи, пролеченные не в госбольницах) и для перенаправления потока пациентов в частные клиники минуя государственные. В этом смысле такой кандидат выглядит рискованным, если не сказать больше. Это примерно, как предложить волку охранять овечье стадо.

При этом Радуцкий говорил о недопустимости и вреде взаимной блокировки Минздрава здравоохранения и парламентского Комитета по вопросам здравоохранения. Мы же уже фактически получили ситуацию монобольшинства «Слуги народа» в Верховной Раде. Теперь и за парламентский Комитет, и за МОЗ сможет взять ответственность одна политическая сила. И в этом случае не важно, станет ли Михаил Радуцкий министром или возглавит Комитет в Раде — намного важнее где он будет полезнее и какой работе больше соответствуют его компетенции.

Стать главой Комитета по здравоохранению куда логичнее, с учетом того, что он уже без пяти минут народный депутат.  Следует учитывать, что по результатам выборов в новой Верховной Раде в принципе практически нет людей, имеющих хоть какое-то отношение к медицине. Медицинское профессиональное сообщество не озаботилось вовремя своим представительством, а партии не посчитали нужным включать в свои списки врачей или организаторов здравоохранения. И тут уже не важно — фельдшер или еще кто, из частного медицинского бизнеса или из государственной сферы — лишь бы в принципе в парламентском Комитете оказались люди, хотя бы приблизительно понимающие, о чем вообще идет речь. И одновременно лояльные Президенту и большинству.

Безусловно, в этом случае мы можем получить (уже получили) немалый риск монополизации политического процесса и в частности всех решений, касающихся реформ в социальных сферах. И в здравоохранении в первую очередь. Однако мандат на это получен на выборах, не так ли? И курс на реформирование отрасли взят даже не вчера? Зато такая концентрация власти позволит действительно идти вперед, а не топтаться на месте. Хотя бы потому что не удастся больше ссылаться на то, что «мешают». Теперь некому мешать — вы либо делаете, либо признаете свою неспособность и уходите. И даже если делаете не то, не так, не в том направлении — это можно оценить и понять, только получив какие-то результаты. И да, эти результаты могут оказаться и неприемлемыми — и в таком случае можно будет и пересмотреть изначальные тезисы и посылы.

Что на данный момент можно еще выделить из высказываний Михаила Радуцкого в качестве эскиза стратегии «Слуги народа» в сфере здравоохранения?

  1. Трансформация первичного звена и принятие Закона «Про державні фінансові гарантії медичного обслуговування населення» расцениваются как позитив, пусть и с рядом оговорок — а значит, в этом плане кардинальных поворотов на 180 градусов не будет.
  2. Заявлена необходимость (будем надеяться, это означает и готовность) долгосрочного планирования, создания и утверждения национальной стратегии развития сферы здравоохранения до 2030 года. (Здесь следует отметить, что такие попытки предпринимались и ранее, некая Стратегия была предложена еще Квиташвили — и на нее сейчас как на утвержденную и ссылается Ульяна Супрун, умалчивая или не желая признавать, что ее команда как раз многократно отходила от положений этой Стратегии.)
  3. Еще раз подтверждено как неоспоримый факт, что бюджет сферы здравоохранения должен быть не менее 5 % ВВП (то есть должен быть увеличен как минимум в полтора раза от нынешнего). Не планируется повышать налоги ради достижения этого, однако дополнительные поступления средств ожидаются от вывода экономики из тени и от введения (или повышения) адресных акцизов (на алкоголь и табачные изделия).
  4. Сделан акцент на аудите состояния материально-технической базы медицинских учреждений, без чего невозможно оценить текущую ситуацию и принять план (в том числе финансовый) выхода из нее.
  5. Сделан акцент на необходимости иметь утвержденные клинические протоколы и стандарты медицинской помощи, без чего невозможно ни оценить и требовать качество, ни рассчитать стоимость медицинских вмешательств, ни внедрить страховую модель финансирования здравоохранения.
  6. Дана негативная оценка торможению развития отечественной трансплантологии (будем надеяться, что это будет означать внимание к этому вопросу и позитивные сдвиги в сторону организации лечения таких больных внутри страны).
  7. Высказано намерение навести порядок с качеством и своевременностью поставок закупаемых медикаментов (включая расследование деятельности нынешних ответственных за направление).
  8. Сделан акцент на поддержке отечественных производителей лекарств и высказано намерение возобновить отечественное производство вакцин.
  9. Декларируется курс на медицинское страхование с государственной страховой компанией (трансформированная НСЗУ) в качестве страховщика и планируется, что оно заработает уже через два года.
  10. Отдельно подчеркивается, что нет намерения отменять 49-ю статью Конституции (предположу, что господа реформаторы все же столкнуться с необходимостью хотя бы пересмотра ее редакции, учитывая, что планируется все же введение сооплаты — частичной, в размере 30 %  или полной- для отдельных групп пациентов) или сокращать больницы. То есть отказываться от социальных обязательств новая власть полностью не планирует — что уже хорошо и стоит отдельно зафиксировать как уже поствыборное обещание.

Таким образом, объединив разрозненные высказывания Михаила Радуцкого вот в такой список тезисов, можно получить тот самый примерный план действий, в отсутствии которого нередко обвиняют Владимира Зеленского и партию «Слуга народа».

Да, на пути такого плана может быть множество трудностей и подводных камней (и главные — что на финансирование всего этого чуда скорее всего не хватит повышения бюджета в полтора раза и что далеко не все новшества будут радостно восприняты населением, потому что, и повышение наполнения бюджета, и оценка реального благосостояния человека или домохозяйства потребуют выйти из тени, а с этим у нас обычно не спешат). Однако, процитируем здесь слова Радуцкого, адресованные Ульяне Супрун: «Все можливо, якщо є політична воля і професійна команда».

Наличие политической воли — заявлено. Ждем представление профессиональной команды.