После длительного перерыва в Москве поднимается протестная волна. Хотя, поднимается ли?..
Движение в столице РФ сопровождается своеобразной риторикой об "утрате легитимности власти", "отмене властью конституционных гарантий граждан" и "антиконституционном фашистском перевороте", согласитесь, звучащей достаточно смешно на фоне 20-летней путинщины. Тем не менее, это не совсем фигуры речи. Это констатация факта, если угодно, частного на взгляд со стороны человека, который сам когда-то принимал участие в акциях протеста.
Произошла отмена… конечно не демократии, но последних остатков видимости демократии, игры в нее. Конечно, вся эта агитация, наблюдение на участках, написание жалоб и т.д., и т.п. было занятием достаточно бессмысленным. Но что вообще в деятельности московской оппозиции было осмысленным, то есть целесообразным, направленным на реальное достижение реальной политической цели – захват и удержание власти? Абсолютно ничего.
Верно кто-то сказал, что оппозиционная деятельность в России осуществляется исключительно "для спасения души". Это касается в первую очередь рядовых активистов. Лидеры давно сделали из этого профессию, ничем не хуже других профессий и даже небесполезную с точки зрения общественного блага. Они делали все те вещи, которые в демократических странах делают политики в борьбе за власть – это несколько попахивало карго-культом, но в общем и целом, все были довольны, все были при деле, а кое-кто и при деньгах.
И вдруг карго-культ отменили.
Причем сделав это в достаточно издевательской форме. Было однозначно дано понять, что власть более не нуждается ни в спарринг-партнерах, ни в клапанах для выпускания пара, ни в фасаде для Запада, и всякая апелляция к "конституционным правам" будет отныне расцениваться как крамола и бунт.
Собственно, это и было названо "переворотом". По слухам , за его кулисами стоит лично Патрушев как выразитель воли силовиков.
Власть России, как и всякая авторитарная власть, постоянно решает вопрос: какими средствами удерживать свое господство, с помощью ли грубой силы, или с помощью "технологий"? Точнее говоря, вопрос сводится к соотношению силы и "технологий" в каждом конкретном случае. И тот и другой вариант имеют с точки зрения целей власти, как свои достоинства, так и недостатки. Применяя голую силу, власть создает излишнее напряжение, изматывающее ее саму, и теряет контроль над происходящими в обществе процессами, собственными руками загоняя оппозицию в радикальное подполье.
Применяя "технологии", она конечно может влиять на оппозицию , контролировать происходящие в обществе процессы и иметь "предохранительный клапан", но опасность в том, что при сильном росте общественного недовольства декоративная оппозиция может наполниться реальным содержанием и из ручного дракончика превратиться в настоящего дракона – благо все организационные формы и лидеры давно уже выращены под эгидой самих властных политтехнологов.
До сих пор Путин лавировал между либералами-политтехнологами и силовиками, но сама логика развития российского режима неуклонно влекла его в сторону тоталитарных начал. События последних лет отбросили "внешний" фактор – стремление выглядеть прилично в глазах Запада. Наконец, экономические проблемы и подъем недовольства в стране неминуемо должен был заставить режим перекрыть все механизмы, которые могли бы позволить этому недовольству проявиться институционально. Выборы начали терять свой фиктивный характер после того, как люди в провинции действительно стали выражать готовность голосовать "за кого угодно, кроме Единой России". Вывод – с выборами надо покончить полностью, как с институтом.
Первые результаты выявили слабые стороны выбранной властью "унтер-пришибеевской" тактики. Произошла довольно решительная (по московским меркам) радикализация протеста. На улицы вышли десятки тысяч людей, что для "несогласованных" мероприятий доселе – вещь небывалая. Демонстративная полицейская жестокость в их отношении не запугивает, а только усиливает раздражение. Более того, превращение Москвы в арену бесчинств полицейских, ведущих себя как настоящие оккупанты, вызывает возмущение и у "сытых", ранее настроенных достаточно нейтрально.
Тут следует сделать одно уточнение. В Украине принято обвинять российских протестующих в том, что они не оказывают полиции силового сопротивления и не отбивают задержанных. Мол, им гораздо интереснее снять на смартфон очередное "винтилово" ОМОНовцами протестующих.
Это упреки несправедливые и исходят из полнейшего непонимания российской ситуации. Украинцы просто не представляют себе, что такое настоящая репрессивная машина – они слишком привыкли иметь дело с сомнительного качества государственностью, которая сама до конца не уверена в своем праве на применение силы. В российских условиях и при том соотношении сил, которое существует, самая невинная попытка сопротивления полиции не только закончилась бы массовыми посадками по уголовным статьям, но и легитимизировала полицейское насилие в глазах масс. Увы, но в массовом сознании россиян "Майдан" воспринимается не как образец для подражания, а как глубоко отрицательный пример – символ обрушения всяческой власти, беспредела и анархии, переходящей в гражданскую войну. Потому строгое непротивление по Ганди-Шарпу является в данном случае единственно оправданной тактикой.
И тем не менее, нужно отдать должное российскому гражданскому обществу: оно приняло вызов власти и повело против нее войну доступными ему средствами – занялось деанонимизацией проводников полицейского насилия в Интернете. Это – относительно сильное оружие, так сказать, психологического подавления противника: полицейский тоже человек, он хочет уважения и самоуважения, хочет свободно общаться в социальных сетях, хочет, чтобы дети гордились своим отцом, а не стыдились его.
Все эти обстоятельства показывают, что протесты в России перешли в некое новое, относительно более радикальное состояние. На этом, собственно, хорошие новости для российского гражданского общества заканчиваются и начинаются плохие.
Во-первых, приходится констатировать, что ответ гражданского общества как всегда фатально отстает от вызовов, предъявляемых ему все более откровенно фашизирующимся режимом. В 2012 году 60 тысяч человек, готовых "несанкционированно" выйти под полицейские дубинки, имели все шансы снести шатавшийся и неуверенный в себе медведевско-путинский режим. 7 лет спустя, режим сумел выстроить вокруг себя железобетонные линии обороны. Опыт неудачных и половинчатых протестов 2012 года пошел ему только на пользу, привив своеобразный иммунитет.
Во-вторых, протест "за право выборов" способен увлечь только сильно политизированные круги, то есть слой, бывший оппозиционным изначально. Вовлекать новых людей за пределами круга, условно говоря, "электората Навального" он не в силах. За пределами этого круга люди просто не верят, что достаточно фиктивные "выборы" способны как-то повлиять на их жизнь.
В-третьих, тема московских протестов совершенно безразлична остальной России, традиционно не любящей Москву и москвичей. "Большая Россия" тоже начинает приходить в движение, в каждом регионе по своим, региональным поводам, но московские страдания по недопуску депутатов на муниципальные выборы точно не находят отклика у жителей какого-нибудь Саратова.
И тут вырисовывается главная проблема. Для революции мало повсеместного недовольства – для нее необходима Идея, овладевающая массами и становящаяся материальной силой. Как правило, такую идею-лозунг формулирует интеллектуальная элита, интеллигенция, "малый народ" - и эта идея расходится по головам "большого народа", потому что выражает его смутные чаяния. Но тусовка, функционирующая внутри Садового кольца, не в состоянии выработать и вбросить в массы такой зажигательный лозунг.
Вместо идей переустройства общества на новых, справедливых началах – идей, за которые люди действительно могли бы пойти на многое – она способна только рассуждать о "борьбе с коррупцией" и "честных выборах", иными словами просто требовать улучшения и либерализации существующего режима, в чем подозрительный российский обыватель легко видит желание вернуться в "лихие 90-е", от которых у него остались самые мрачные воспоминания.
Вообще московский "креативный класс" слишком тесно связан своим происхождением с ельцинизмом и ранним путинизмом, чтобы найти в себе силы выступить против самых основ существующего строя. Тогда как обыватель, в массе своей, не видит никакого резона класть живот за улучшенную версию путинизма, да еще с сильным риском того, что вместо него он не получит крушения всего государственного порядка, хаос и анархию – все то, что он вкладывает в понятие "Какнаукраине".
И тем не менее, несмотря на все вышесказанное - мы не должны исключать возможности, что перед нами первые подземные толчки развивающегося и уже объективно неостановимого социально-политического кризиса, который, я надеюсь, положит конец путинизму, как системе.