В 2008 году в украинской сфере здравоохранения работало 207,9 тысяч врачей, из них 82 % в системе МОЗ, остальные – в ведомственной медицине. Дефицит врачебных кадров оценивался в 48 тысяч человек. Обеспеченность врачами была 45,2 на 10 тысяч населения, из них непосредственно предоставляли медицинскую помощь 26,7 врачей на 10 тысяч населения.
То есть остальные – это административное звено, которое нигде в мире не принято включать в статистику обеспеченности населения врачами.
В 2014 году у нас по данным из зарубежных источников уже было 134 тысячи врачей и 300 тысяч медсестер.
Если в государстве труд медицинских работников стоит ниже, чем труд низкоквалифицированных рабочих, то из этого логично вытекают сразу несколько выводов. Во-первых, мотивация становиться медработником или оставаться им в стране будет низкая – а значит, будет дефицит кадров и придется довольствоваться теми, что есть. Во-вторых, на дешевых врачей будет навешано множество сопутствующих функций, не имеющих отношения к врачебной деятельности, и снабдить их достаточным количеством медсестер никто не озаботится – а почему нет, если это стоит не дороже чем нанимать вспомогательный персонал?
Постсоветско-украинский МОЗ критиковал "чрезмерное" количество врачей в Украине и ратовал за то, что нам бы их поменьше. Заодно получится платить им побольше – может, это, мол, поднимет качество специалистов в отрасли и их мотивацию работать и конкурировать за пациента.
Все по тем же оценкам МЭРТ, в общей сложности потребность в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда на 2019 года составит около 385,06 тысяч человек, в 2022 году - 442,54 тысяч человек. И это на фоне того что за 2015-2017 годы по данным службы государственной статистики из страны выехало 1,303 млн работников.
В этом году украинской сфере здравоохранения, по данным МЭРТ, не хватает около 13,7 тысяч человек. Через три года это количество увеличится и будет составлять практически 18 тысяч человек.
Не такой и большой дефицит медработников на фоне общих цифр? На первый взгляд – да. Однако насколько реальны именно такие данные?
Другие источники дают иные данные: в Украине уже сейчас не хватает 42 тысячи врачей и 100 тысяч медсестер. А, например, профсоюзы оценивают кадровый дефицит в отрасли в 66 тысяч человек – ориентируясь на количество уволившихся из медицинских учреждений за период 2014-2016 годы. В это число входят и попавшие под сокращение или ушедшие на пенсию или искать себя в других профессиональных сферах. Однако согласно данным из различных источников ежегодно из Украины выезжает до 7 тысяч медицинских работников. Люди, способные работать в наших непростых условиях, как правило, обучаемы, стрессоустойчивы и не требовательны. А порой умеют и знают такое, о чем в других странах уже успели забыть.
Также по оценкам специалистов обеспеченность украинцев врачами уже значительно ниже, чем в Европе: 24,9 врачей на 10 тысяч населения (данные за 2016 год) при среднеевропейском показателе 32,2 врача. Например, в Норвегии – 41,6 на 10 тыс. населения; Германия – 36,0; Франция – 34,5; Великая Британия – 27,4; Болгария – 37,3; Чехия – 36,7.
При этом следует учесть, что эта цифра – "средняя температура по больнице": в Киеве это будет 35 врачей на 10 тысяч населения, во Львовской области – 31, а в Николаевской и Херсонской областях по 21,7-22,8.
А еще укомплектованность штатных расписаний врачами как физическими лицами в лечебных учреждениях Украины составляет 78,6 % и имеет свои особенности: в областных больницах – 84%, городских – 79%, центральных районных – 76%, сельских врачебных амбулаториях – 69%. Разница между штатными врачебными должностями и физическими лицами – около 35 тысяч человек, и это при том что количество совместителей в этой статистике – около 13 тысяч человек.
А еще доля врачей пенсионного возраста среди врачей составляет 24-24 %, в отдельных регионах и в том числе в Киеве – до 35 %. На первичном звене – вдвое больше. Каждому четвертому врачу-пенсионеру, продолжающему работать – больше 75 лет. То есть реальный дефицит кадров – еще больше.
Отмечу, речь идет о врачах, которым приходится работать на морально устаревшем оборудовании, в условиях отсутствия надлежащего обеспечения медикаментами и расходными материалами, да еще и нередко и за себя, и за медсестру, ведь у нас всегда было принято рапортовать об укомплектованности штатных расписаний младшими медицинскими специалистами в 87-94 % не принимая во внимание цивилизованные мировые нормы.
В Украине принято считать, что достаточным есть соотношение между врачами и средними медицинскими работниками 1:2,1, в то время как по данным ВОЗ оптимальным является 1:4 – именно такой показатель в США или Канаде. Большее количество медсестер позволяет и обеспечить лучший уход, и разгрузить врача от бумажной рутины и позволить ему уделить больше внимания пациенту, и заняться сбором данных и их оцифровкой, раз уж мы переходим на электронные системы обработки и хранения данных. Все это требует и совершенно другой квалификации среднего медицинского персонала, и значительного увеличения его численности, а не перекладывания на плечи того же числа работников все новых и новых обязанностей в ущерб интересам пациентов только потому что так дешевле.
То есть в таких условиях работников на самом деле нужно еще больше чем в странах, где с вложениями в технологии и вспомогательный персонал все обстоит иначе. Также следует учитывать, что у нас еще и совершенно другая структура заболеваемости и другая ситуация с доступностью медикаментов и медицинской помощи для населения, чем в странах, на которые ориентируются наши реформаторы, размахивая статистикой о количестве коек или узких специалистов на душу населения.
Если человек вовремя получает диагностику и лечение, то и койка ему не нужна, все логично. Меньше тяжелых и запущенных случаев – меньше потребность в стационарной помощи и врачах, которые в этих стационарах работают. И тут вопросы не только к тому, что, мол, если у вас много запущенных больных – значит, плохо лечите. Очень многие люди не обращаются за медицинской помощью до последнего, не имея средств на обследование и лечение или не желая доводить до разорения свои семьи, тянут до последнего. Да и качество и доступность инструментальной и лабораторной диагностики зачастую оставляет желать лучшего.
Вы спросите: а почему у вас такие разрозненные, буквально с миру по нитке собранные данные и почему последние цифры – за 2014 - 2016 годы?
А что делать, если других – нет?
Раньше в распоряжении МОЗ имелся отраслевой кадровый реестр, данные которого тем не менее были закрыты и не доступны даже для организаторов здравоохранения и специалистов в сфере общественного здоровья. Новация последнего времени – Медреестр и статистика медицинских кадров в Украине… отсутствуют как таковые. Очень удобно. Можно рассказывать что угодно как о положении дел с обеспеченностью кадрами так и о количестве врачей, с которыми люди подписали декларации и количестве средств, необходимых для оплаты их труда.
Еще одна новация – отменен приказ о штатных нормативах и типовых штатных расписаниях, то есть ориентиров для расчетов потребностей в кадрах и в конкретных специалистах что у главврачей, что у МОЗ – нет. Да, как и нет реальной статистики о количестве населения (что, впрочем, не отменяет факта наличия статистики по количеству заболеваний, структуре смертности и количестве проведенных хирургических вмешательств, родов и т. п.).
Так на что ориентироваться, планируя кадровую политику, которая не отделима от политики в образовании и от бюджетного процесса?
Какой смысл закручивать гайки при поступлении в медицинские вузы и выдумывать новые "международные экзамены" и повышенные требования к знанию английского языка? Чтобы облегчить будущим выпускникам и врачам выезд за рубеж, а их будущим нанимателям – процесс их дообучения и адаптации?
Что толку рапортовать о создании условий для конкуренции врачей за пациента и возлагать на эту конкуренцию функцию повышения качества медицинской помощи, если на деле это пациенты продолжают конкурировать за врача?..