Сплошные вопросы. Как украинцев призывают на войну

Украинцы готовы защищать свою страну, но очень хотели бы понимать, как именно этот процесс происходит

mil.gov.ua
mil.gov.ua

22 июля Верховная Рада 232-мя голосами одобрила указ президента Петра Порошенко о частичной мобилизации в Вооруженные Силы страны. Это уже третья "частичная мобилизация" за более чем три месяца боевых действий на части территории Донецкой и Луганской областей.

Начало мобилизации положил еще 17 марта своим указом тогдашний и. о. президента, он же председатель Верховной Рады, Александр Турчинов. Указ тогда поддержали 275 депутатов. Днем ранее в Крыму состоялся "референдум", предсказуемо утвердивший "независимость" полуострова.

На той волне мобилизации предполагалось призвать на службу Родине 20 тыс. военных. Плюс еще 20 тыс. добровольцев - во вновь сформированную Национальную гвардию, создававшуюся на основе Внутренних войск МВД. Сколько украинцев в итоге попали в войска, неясно до сих пор. Вооруженного сопротивления захвату Крыма украинские силовики, так или иначе, не оказали.

Уже летом Турчинов в одном из интервью заявил, что к решению о мобилизации его подтолкнули катастрофически низкая боеготовность армии в сочетании с угрозой агрессии России. По словам политика, на тот момент боеспособные соединения 45-миллионной страны насчитывали всего лишь порядка 5 тыс. человек. А вот передвинутые к украинским границам российские группировки включали десятки тысяч человек личного состава, имели подавляющее преимущество в технике и теоретически могли дойти до Киева через Черниговщину в течение нескольких часов.

Читая это заявление между строк (и опираясь на неофициальные данные, появившиеся с тех пор), можно сделать вывод, что в Киеве заранее смирились с потерей Крыма, но попытались хоть как-то выстроить защиту всего остального за время, которое Россия вынуждена была потратить на "переваривание проглоченного". Вероятно, только история рассудит, насколько этот вывод верен, и если да - насколько удачной была такая стратегия.

Когда менее чем через месяц полыхнуло в Славянске и Горловке, Украина все еще не была к этому готова. А 1 мая власти восстановили армейский призыв (14 октября прошлого года тогдашний президент Виктор Янукович подписал указ, по которому в 2014 году призыва в армию не должно было быть вообще). Не очень многие знают, что призыв по указу от 1 мая начался 4 июня, и все еще длится: завершится он только 31 июля.

6 мая Рада "продлила" частичную мобилизацию. Лидер ВО "Свобода" Олег Тягнибок, одним из первых прокомментировавший это решение, объяснял тогда: речь идет о ротации военнослужащих, находившихся в зоне боевых действий 45 суток и более, и замене их свежими кадрами. Показательно, что "частичная мобилизация", по закону, проводится как раз в течение 45-ти суток. В тот же день депутаты придали участникам Антитеррористической операции (АТО) статус участников боевых действий.

Нынешний указ президента Порошенко не уточняет, сколько именно граждан должны быть призваны на службу. В этом он копирует документ от 6 мая. Впрочем, это совсем не главное.

В уже упомянутый день 17 марта парламент принял немало изменений в закон "О военной обязанности и военной службе" ("Про військовий обов"язок і військову службу"). А 20 мая приняли еще целый комплекс изменений. Одной из важнейших новаций было понятие "особого периода", на который проводится мобилизация расширенного (по сравнению с предыдущей редакцией) круга граждан. Например, можно призывать тех, кто ранее избрал так называемую "альтернативную службу".

С другой стороны, эти же изменения избавляют призванных предпринимателей от пени, штрафов и прочих вычетов, а также от некоторой части фискальной нагрузки (например, Единого пенсионного взноса), которые могут быть начислены за время их службы в войсках. А граждан вообще - от изгнания "за прогулы" с работы/учебы, выплаты кредитов на время пребывания в войсках.

Увы, в реальности такие вопросы часто не решаются. По многочисленным свидетельствам, доходит до того, что органы Минобороны на недели и месяцы затягивают оформление документов об отправке бойцов и даже офицеров на передовую. Многие украинцы сражаются и умирают, официально все еще находясь на тренировочных базах либо в расположении частей глубоко в тылу. Эти свидетельства слишком многочисленны и разнообразны, чтобы все их можно было списать на происки "пятой колонны".

То есть принятия закона совершенно недостаточно: необходима пресловутая "политическая воля". Вопрос, как говорили когда-то, назрел и перезрел. Руководство страны и, конкретно, силовых органов должно четко объяснить, какие категории украинцев подлежат призыву - и в рамках какого из указов. И подлежат ли отправке на фронт призывники (то есть молодежь не то что без боевого, а вообще без армейского опыта и без военной специальности). Поскольку сигналы о таких фактах тоже имеются.

Выяснить эти вопросы необходимо. Ведь украинцы готовы защищать свою страну, но очень хотели бы понимать, как именно этот процесс происходит. И это намного полезнее, чем дискутировать о том, надо или нет нам объявить войну России.