Важный выбор. И все же, за кого голосовать
В списках обязательно найдутся молодые парни и девушки с умными, спокойными лицами. Те, за которыми пусть небольшие, но реальные дела в общественном секторе, во времена Майдана или волонтерская деятельность после
Осталось всего несколько дней до 25 октября, а вы не знаете, за кого голосовать? Это нормально. Так могут сказать все думающие люди страны. Это только тем, кто воспринимает выборы, как аттракцион невиданной щедрости, легко: кто больше "дал", "построил", "открыл", "развлек" — тому и голос.
Это в принципе бессмысленные выборы! Их бы взять и отменить, как пелось в популярной песне. Они, с одной стороны, очень важны, так как нужно в очередной раз перезапустить местное самоуправление, избранное во времена Януковича. А с другой — сам избирательный закон и практика кампании указывают на то, что ничего хорошего нас не ждет. И лозунг о жизни "по-новому" воспринимается как циничная насмешка.
Если бы люди, пришедшие в Верховную Раду на крови погибших, были хоть чуточку совестливее и умнее, они бы сделали те немногие радикальные преобразования, способные изменить суть отечественной политики! Во-первых, вход в местную политику должен быть как можно более простым и дешевым. Последнее — в самом что ни на есть обыденном смысле.
Не должно быть никакой монополии "общенациональных" партий-монстров с неограниченным и неочевидным финансированием. А стоило бы предусмотреть возможность создания, как в Польше, местных предвыборных объединений (там это называется "акция выборча"), которые собирают под свои флаги небезразличных активных граждан.
Не должно быть телевизионной политической рекламы, заведомо выводящей за скобки политического процесса менее платежеспособных и не имеющих собственного либо дружественно-олигархического медиаресурса. Ножками, господа кандидаты! Ножками надо обходить свои округа, звонить в каждый дверной звонок, вставлять листовку в дверную щель и выслушивать все, что политики заслуживают, через так и не открытую дверь.
Жесткая привязка к партиям, невозможность сформировать локальные предвыборные инициативы из авторитетных общественников, не желающих играть по правилам политического наперсточничества, — это ошибка. Сегодня, как никогда, надо было пустить в местные советы, вообще в политику, как можно больше людей с улицы
Не должно быть, по крайней мере на ближайшие годы, никакого избирательного порога. Пятипроцентный барьер, установленный для того, чтобы облегчить создание коалиции и отсечь всякую политическую "мелочь", — это работает в странах с давними избирательными и вообще демократическими традициями. У нас это отсевает еще на старте всех, кто не имеет олигархического финансирования. С ходу набрать вес, как у парламентских грандов, очень сложно. И вместо обновления власти снизу мы видим откровенное подгнивание. Парламентарии массово отправили в местные советы своих помощников и членов семей.
Помню самые первые в новейшей истории демократические выборы — в Верховный Совет УССР весной 1990-го. Несмотря на противодействие коммунистического аппарата, полное отсутствие опыта проведения кампаний и весьма скромные финансы тогдашняя демократическая оппозиция смогла дать решительный бой опытным игрокам из номенклатуры. Годом ранее коммунисты могли "фильтровать" кандидатов через сито избирательных комиссий, которые решали, достоен человек быть представленным в бюллетене или нет. "Сито" убрали, и свежий ветер внес в политику множество, больше сотни, новых людей.
Вчерашний политзек и кочегар Вячеслав Чорновил, обычный инженер Иван Макар, прославившийся заявлением о памятнике Бандере, который вскоре будет установлен во Львове, писатели и вчерашние студенты, активисты общественных организаций, "неформалы" — экологисты, мемориальцы, активисты Товарищества украинского языка, радикалы из Украинского Хельсинкского союза — все они оказались в парламенте исключительно потому, что порог вхождения в большую политику был относительно низок. И при большом желании и небольших ресурсах перешагнуть дверь Верховного Совета и войти уже в Верховную Раду оказалось вполне реально.
Чем больше пассионариев будет воевать за бюджет, дороги, парки, велосипедные дорожки, системы образования и охраны здоровья — тем меньше будет желающих бросить гранату в парламент
Жесткая привязка к партиям, невозможность сформировать локальные предвыборные инициативы из авторитетных общественников, не желающих играть по правилам политического наперсточничества, — это ошибка. Сегодня, как никогда, надо было пустить в местные советы, вообще в политику, как можно больше людей с улицы. Чем больше пассионариев будет воевать за бюджет, дороги, парки, велосипедные дорожки, системы образования и охраны здоровья — тем меньше будет желающих бросить гранату в парламент или устроить бессмысленную истерику в интернете.
Ныне существующая партийная система похожа на фейк. Все знают, что фактически нет, к примеру, партии "Блок Петра Порошенко "Солидарность". У нее есть, конечно, все формальные атрибуты: свидетельство о регистрации, печать, партийная газета, но вот ячеек и рядовых членов нет. А помните, была такая партия "Народный фронт" с интеллектуальными и мужественными профилями на билбордах? Была и нет. Впрочем, и не было. Был список людей, объединенных целью получить мандат любой ценой, и придуманный лозунг — "Сильная команда для сложных времен". С тех пор "времена" стали еще сложнее — война, оккупация, экономический и социальный тупик, а люди из списка примеряют другие билборды.
И все же, за кого голосовать? Я бы дал простой совет: потратить время, зайдя на сайт Центризбиркома, и найти максимум информации о тех, кто баллотируется по вашему округу. Их будет несколько десятков. Сразу отсечь тех, кто громче всего обещал ерунду — "спасти страну", "контрактную армию", "справедливые тарифы", словом все то, что не относится к компетенции местных советов. Останутся некие мутные типы, непонятно откуда взявшиеся, и единицы тех, кто идет в советы работать. Как правило, это молодые парни и девушки с умными, спокойными лицами. Те, за которыми пусть небольшие, но реальные дела в общественном секторе, во времена Майдана или волонтерская деятельность после.
Сложные выборы. Но голосовать надо.