Гнилой товар и слепые покупатели. Почему украинская политреклама вызывает желание ее развидеть

Мне кажется, что политическая реклама последних местных выборов перешла все границы и превысила все меры дозволенного. Раньше было можно просто отказаться от телевизора. Но сейчас тебя настигнут и достанут где угодно. Это как когтистый палец из старой советской киносказки Александра Роу "Варвара краса - длинная коса" ("Должок"!).

Невозможно заходить в ютуб, невозможно включить утюг, опасно пользоваться всеми электрическим приборами. Слащавые мальчики с бородками или волевые тетеньки с комсомольский лицами будут тебя убеждать, что наконец настал тот час, когда они сделают Киев (ставьте любой другой город) европейским, великим, богатым, забавным, прикольным и каким-то там еще.

И присутствует в тоне обещающих все эти блага какая-то смесь вульгарной доверительности, мессианского угара и профессионального набора шансонье из "Большого концерта".

Скорей бы прошли выборы, скорей бы освободилось виртуальное пространство от шоуменских политических проповедей этих персонажей... Когда кукол уложат в сундуки и виртуальный террор уляжется до следующих кукольных спектаклей.

А пока этого не произошло, я для себя сформулировал несколько вопросов для размышлений.

Первое. Может ли выбор гражданина основываться на "политической рекламе"? Беру слова "политическая реклама" в кавычки, потому что это самая обыкновенная реклама, часто без всякого политического содержания. Ее суть: выбери меня, я обещаю, что сделаю для тебя все возможное и невозможное. Я лучше всех моих конкурентов.

Второе. Не превращается ли, тем самым, политика в товар? Причем, в товар, который лишь умело прикидывается товаром, а на самом деле не пригоден к употреблению?

А реальный товар — это доверчивость, некомпетентность и неразборчивость граждан. Торговля этим товаром дает пока самую большую прибыль в Украине.

Третье. Не становятся ли политики, используя маркетинговые ходы, участниками рынка? Причем, извращенного рынка? Ведь в своем замысле политические идеи - это не товар, а политики не создают продукты и блага.

Почему я говорю об извращенном рынке? Потому что он напоминает "пирамиды" 90-годов. 400 партий за 29 лет — хорошая иллюстрация качества "политического процесса".

Четвертое. Если политика становится рынком, а о политических идеях сообщается благодаря "политической рекламе", то преимущество получают те кандидаты, которые больше вкладывают в эту рекламу. Что, в свою очередь, делает политиков зависимыми от источников финансирования со стороны крупного бизнеса (проблема не только украинская). Тогда "политическая реклама" — это скрытая система подкупа.

Пятое. Как узнать о политиках (особенно новых) без "политической" рекламы? Разве реклама — это единственный источник знания? Разве знания о мире, о событиях, о людях мы получаем из рекламы?

Здесь важно уточнить понятия. Соревнование идей — это не реклама этих идей. Информация о сделанном или о планах что-либо сделать — это не реклама. Это плоды экономической, интеллектуальной или политической деятельности. Или это политическая программа. О ней можно сообщать, но не в стилистике примитивной рекламы.

Было бы неплохо, если бы эти "программы" проходили экспертную оценку на предмет их обоснованности и реалистичности. Программа и безответственное обещание — разные вещи.

Можно пообещать сделать свой город "европейским". Но, во-первых, что это значит? А, во-вторых, предъяви ресурсы и алгоритмы решения вопроса. Бери на себя ответственность досрочно уйти, если запланированные этапы реализации программы проваливаются (с объяснением причин, почему не получается).

В последние годы, надеюсь, многие пересмотрели собственные предрассудки относительно "молодых политиков", "новых лиц" и прочее. Даже молодой или "новый" политик должен себя показать в деле. Еще до политической карьеры нужно продемонстрировать способности что-то делать, создавать проекты, решать проблемы на местах.

Если этого нет, не остается ничего другого, кроме "политической рекламы". Это тем более пагубно для местных выборов. Когда местные политики идут под маркой "политического бренда", но о них в родном городе почти ничего неизвестно и результатов их деятельности никто не видел.

Двадцатилетние, прыгающие прямо в Верховную Раду (потому что где-то постажировались или получили какой-то грант, или помощники/друзья/коллеги/партнеры других политиков), — это угроза политической системе (конечно, есть исключения). 

Политика — это еще и практической опыт, знание людей, мудрость и прочее.

Прошу считать изложенные вопросы свободным мышлением вслух. Но, может быть, они для кого-то окажутся полезными. Главная идея: в политике стало слишком много рынка (причем, субъекты рынка не берут на себя никакой ответственности, а существующие нормы почти не позволяют привлекать политиков к ответственности за ложные обещания и явный обман "потребителей"). Но, при этом, становится все меньше политики, как таковой.

Ребята, а может стоит завязывать с политической рекламой? Может, это в последний раз? Очень бы этого хотелось.

Первоисточник.
Публикуется с согласия автора.